![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Представления о том, какие значения относятся к сфере прагматики, остаются достаточно размытыми. С другой стороны, в последние годы есть существенный прогресс в том, какие именно прагматические значения могут передаваться жестами, хотя жесты головы остаются практически не изученными в этом отношении. Учитывая, что невербальные средства играют огромную роль в том, что касается указаний на позицию говорящего, затруднения при поиске слова, структуру дискурса и взаимодействие между собеседниками, можно ожидать, что изучение невербальных средств будет способствовать лучшему пониманию, как и какие языковые средства задействованы в таких контекстах. Так, были выделены следующие группы прагматических жестов. Во-первых, это жесты, передающие отношение говорящего (stance-taking), сюда относятся жесты, выражающие неуверенность в точности передаваемой информации, указывающие на приблизительность номинации (часто они соотносятся с маркерами приблизительной номинации и препаративной подстановки или указаниями на субъективную оценку, такими как «я так думаю»), и эксплицирующие сомнения (как, например, жест «развести руками»). К жестам, относящимся к указанию на структуру дискурса, относятся маркеры фона рассказа, указания на возвращение к основной линии, (повторные) представления референтов и маркирование некоторой информации как дополнительной. К жестам, связанным с локальной структурой дискурса, были отнесены жесты, маркирующие перечисления, противопоставления и отрицания. Жесты поиска слова включают, помимо ядерной категории, также жестовые способы заполнить паузы хезитации (например, покачать или потрясти рукой в ситуации, когда это движение синонимично заполненным паузам). Наконец, группа интерактивных жестов включают указания на смену или сохранение ролей в разговоре и указание на адресата сообщения. Что характерно, не всегда информация, передаваемая жестами, дублирует речь (это относится и к жестам отрицания), таким образом дополняя речевое сообщение и поясняя его прагматическую функцию.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|