![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Для учета влияния городов на атмосферные процессы в моделях прогноза погоды и климата используются так называемые городские параметризации. К настоящему времени разработано большое количество таких параметризаций разного уровня сложности, многие из которых имплементированы в модели атмосферы [1]. Проводятся крупные международные проекты по взаимному сравнению и верификации городских параметризаций [2]. Для верификации и калибровки городских параметризаций наиболее ценными являются наблюдения за характеристиками энергообмена атмосферы с поверхностью - потоками тепла, влаги и импульса - величинами, которые параметризации должны рассчитывать и передавать в модель атмосферы. Такие наблюдения выполняются на мачтах выше уровня крыш, и являются крайне редкими. Так, в последнем международном проекте по сравнению городских параметризаций Urban Plumber [2] удалось собрать набор данных только для 20 городских мачт [3], в котором никак не представлена континентальная часть Северной Евразии, в т.ч. территории России и Китая. В докладе представлены первые результаты работы по сбору, систематизации и анализу немногочисленных наблюдений за турбулентным энергообменом городских ландшафтов с атмосферой в Северной Евразии. Использованы данные микрометеорологической мачты в метеообсерватории МГУ имени М.В. Ломоносова в Москве [4], сети пульсационных измерений Tomskfluxnet в городе Томск и его окрестностях, а также метеорологических мачт ИФА КНР в городе Пекин и его пригороде Сянхе [5]. Уникальность данных для Томска и Пекина заключается в возможности сравнения характеристик взаимодействия атмосферы с поверхностью для городских и фоновых условий. Показано, что потоки явного тепла и импульса в городе в среднем существенно, (на десятки процентов, а в отдельных случаях в разы) превышают фоновые значения. В дальнейшем планируется использовать подготовленные данные для тестирования и верификации городских параметризаций. Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 24-1700-155.