![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Теория креативной экономики и креативных индустрий получила активное развитие в академическом сообществе РФ в начале ХХI века после выхода в свет работ Дж. Хокинса (Howkins, 2002), Р. Флориды (Florida, 2005), Ч. Лэндри (Лэндри, 2006), обсуждения в специализированных организациях ООН влияния креативной экономики на устойчивое развитие, занятость и экономический рост в развивающихся и других странах в период и после Великой рецессии 2008-2009 гг. Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова - один из лидеров междисциплинарного развития теории креативной экономики и творческих индустрий, продвижения ее базовых положений на уровень государственной и региональной политики страны. Ведущую роль в данном процессе играет кафедра прикладной институциональной экономики, возглавляемая Деканом экономического факультета МГУ, профессором А.А. Аузаном, который осуществляет многолетние комплексные исследования в данной области и руководит созданным им Институтом национальных проектов (ИНП). Он также является Председателем правления Федерации креативных индустрий (ФКИ), в которую входят ведущие профессиональные организации, творческие союзы и креативные компании. В декабре 2023г. представлены результаты совместного исследования ФКИ и ИНП «Перспективные направления развития креативной экономики России в среднесрочном периоде». В рамках современной марксистской концепции креативной экономики на факультете представлены исследования профессоров А.В. Бузгалина, А.И. Колганова, д.э.н М.Ю. Павлова. Ученые утверждают, что «определяющую роль в экономике XXI в. должна играть общедоступная деятельность работников креатосферы». Но в условиях позднего капитализма продуктам творческой деятельности навязывается форма частной собственности, а самой деятельности – форма наемного труда, что противоречит ее содержанию. При этом «в современной экономике развивается пространство свободной творческой деятельности». На философском факультете МГУ учеными создан НОЦ современных марксистских исследований, где исследуются междисциплинарные проблемы творческого труда и развития креативной экономики. Исследования креативной экономики и творческих индустрий на основе методологии экономики инноваций ведутся в научно-учебном центре по исследованию социальной политики (профессор Е.В. Егоров и др.) при кафедре философии и методологии экономики. Экономика инноваций в сфере культуры исследует культурно-инновационный цикл, в основе которого – культурное наследие страны и достижения искусства, которые путем коммерциализации и оборота прав интеллектуальной собственности превращаются в рыночные товары и услуги, обладающие культурной и экономической ценностью. На основе классификации видов творческой деятельности в сфере культуры формируется сектор креативных индустрий. Понятие «креативная экономика» объединяет на основе единства творческой деятельности инновационную экономику, в основе которой - научно-инновационный цикл, и сектор креативных индустрий.