![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Экзаменационная отчетность по русскому языку и литературе в соответствии с российским (ФГОС) и зарубежным (IB DP) образовательными стандартами включает письменный анализ художественного текста, подготовительным этапом которого служит структурирование комментария. Под комментарием мы понимаем аргумент, или форму, в которую вкладывается порожденная аналитическая информация. Комментарий сообщает сочинению композиционную стройность и дает возможность школьнику последовательно развить заявленные в сочинении мысли. Аргумент делится на три части, приведем их в стандартной последовательности: 1. апелляция, аннотация / лирическая ситуация / часть лирического сюжета и (или) тезис; 2. цитата-иллюстрация; 3. обозначение приема, использованного в цитате-иллюстрации, и написание комментария (интерпретации), где выводится функция выявленного языкового средства (О.Д. Сабанова). При компоновке комментария учащиеся часто сталкиваются с разного рода сложностями, для преодоления которых им необходимо научиться: (1) аннотировать эпический и (или) драматический текст / (2) определять лирическую ситуацию / (3) излагать лирический сюжет; (4) регулировать длину цитаты; избегать неполного цитирования; (5) избегать внеконтекстуального использования «чужой» речи с целью сохранить изначальный замысел адресанта; (6) распознавать коммуникативные регистры речи (по Г.А. Золотовой); (7) устанавливать наличие или отсутствие в высказывании субъективных смыслов (по Т.В. Шмелевой). В результате освоения данных понятий у старшеклассника складывается серьезный теоретический фундамент, позволяющий ему быстро и аргументированно ответить на 4 основных вопроса при первом чтении текста: (1) Что происходит в тексте (кто, где и когда действует)? (2) Красочное повествование или некрасочное (ненейтральное или нейтральное)? (3) Динамичное повествование или статичное? (4) Кто говорит и кто воспринимает происходящее в тексте? Автор доклада предлагает разработанные на основе оригинальных работ старшеклассников действенные аналитические техники и приемы, становящиеся отправной точкой для создания связного, логичного, убедительного и выразительного аналитического текста. Одним из таких приемов является формулировка лирической ситуации (аннотации / части лирического сюжета), которая в классическом варианте оказывается перед цитатой в инициальной части структуры комментария. Основная функция лирической ситуации / аннотации / части лирического сюжета — обобщенно регистрировать конкретную пропозицию, в которую мы включаем сведения о деятелях, месте и времени. Понятие аннотации противопоставляется пересказу текста и применяется по отношению к прозаическим текстам, а термины лирическая ситуация и лирический сюжет — к стихотворным. Лирическая ситуация — это обобщенная пропозициональная формулировка лирического сюжета стихотворения в 1–2 предложениях, в то время как лирический сюжет — это более подробный, последовательный рассказ о сценах, «кубиках» нарратива, для каждого из которых есть свои «кто», «где» и «когда». При анализе крупной формы мы пользуемся только термином аннотация для тех явлений, которые обозначены лирической ситуацией и лирическим сюжетом, поскольку такое употребление не противоречит объему понятия аннотации и его семантической сочетаемости. В статье мы разбираем классическое представление о лирической ситуации, которое предлагает М.Л. Гаспаров в статье «Методика анализа. “Снова тучи надо мною…”», и опираемся на недавно опубликованные труды ученых.