ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Искусственный интеллект в системно-информационной культуре (новые горизонты) Триумф чисто человеческого (Гете). Исследования по ИИ ведутся в границах классической парадигмы парт- нерства человек-машина. Как и прежде, приложения заняты: 1) профессионалом в рамках "конкретных" интеллектуальных процессов; 2) специалистом на рабочем месте, поддерживаемом библиотеками; 3) универсальной деятельностью: онтологические базы знаний третьего мира, глобальная сеть Интернета, офисные междисциплинарные места. Суперкомпьютерные технологии и "глубокое обучение" на базе нейронных сетей повторяют этап 1), имеющий уровень исчисляющих функций. Системно-информационная культура (С-ИК) являет трансдисциплинар- ную научную среду, в которой познавательная функция мышления-созна- ния имеет дело с трансфундаментальными смыслами [1-2]. Постнеоклас- сическая наука заметила актуальность изменения ЛИЧНОСТИ — настало время обрести СЕБЯ функциями сознания, познающими и созидающими миро - и жизне - воззрение, чтобы состояться в наукоемкой культуре. До- бавим, что онтогенез идёт по пути РАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЪЕКТИВАЦИИ (РацО) мира. От восприятия-воззрения и опыта-наблюдения надлежит пе- рейти к синтезу ТЕОРИЙ, по возможности, на самоочевидном умозрении. Новые горизонты ИИ связаны с разрешением пятисотлетнего кризиса образования. Вместо смысловой реальности культуры социум насаждает потребительскую реальность. Самодетерминация в системном мире вы- равнивает дисбаланс умных машин и людей. Каждое приложение Интер- нета должно служить расширению междисциплинарного горизонта поль- зователя, способствуя лидерству человека при "пожизненном" партнер- стве с машиной (А.Ершов). Известная 10-ая "горячая точка" ИИ связана с созданием интеллектуальной обучающей системы (ИОС) [1-2], ключевой для этой цели. Реализация ИОС обеспечена: I. Объединением рассудочно-рационального и экзистенциально-антропо- логического подходов к образованию человека. Закончилась время про-2 В. Громыко, В. Казарян, Н. Васильев, А. Симакин, С. Аносов фессиональной односторонности и раскола науки и искусства. Требуется интеграция науки и образования на основе теорий. Самосозидание смыс- лового сознания генетически предопределено природностью мысли. II. Выявленной плодотворностью единства функциональных символиче- ских форм и автопоэзиса. Обучение в С-ИК следует дидактике самоиден- тификации и жизневоззрения с целью самосозидания ЛИЧНОСТИ. Фено- менология познания становится наследницей феноменологии человека как единства мира-естества с естеством-человеком. ПОСТРОИТЬ СЕБЯ воз- можно на сходстве открытия гуманитарным протоколом-чувствования и приобщения-опознания с естественным, рассудочно-разумным его обосно- ванием. Основа смыслового СЕБЯ — личностная конкретизация РацО. III. Достижением в рациональной конкретизации синтеза индуктивного- конкретного и концептуального-общего (Гильберт). Проблема универсалий мышления конкретизировалась в естественно-научном знании (ЕНЗ) на уровне сверхъестественного знания. SЕНЗ : ⟨НаивныйАМ: реальность⟩ ( ⟨АМ: аксиоматизация⟩ ( ⟨СистемныйАМ: моделирование⟩ ( ⟨ЯзыкКатегорий: дескрипция⟩: IV. Сверхчувственным созерцанием-умозрением S(SЕНЗ) мира-мысли в ра- циональном сознании: восприятие-воззрение на базе естественного язы- ка; опыт-представление ЕНЗ на языке категорических теорий математи- ки; наконец, трансдисциплинарный охват на языке смысла ЯК. Коэволю- ция разума c антропогенной средой С-ИК — "царский" путь образования смыслового сознания. Cамодетерминация учащегося в отношении самооче- видности предельных абстракций ЕНЗ достижима посредством приложе- ний опыта-практики, опознания-мышления очевидности познания, а также включением филогенеза — ученого-незнания в жизни-проблем ЕНЗ. Борьба за мыслительную суть человека неудержима: А.Колмогоров — единство отображения и АМ; В.Успенский — становление рационального человека (истина-ложь, не- и знаемое, не- и понимаемое); А.Семенов — конструктивные смыслы инструментов С-ИК. В реализуемом универсаль- ном обучении [1-2] субъективация — наследник языка смыслов ЯК. Список литературы [1] Consciousness technology / V. Gromyko, V. Kazaryan, N. Vasilyev, A. Simakin, S. Anosov // Interdisciplinary Scientic Journal The Complex Systems. М.: ООО «Приятная Компания», 2016. — Т.3, №1. — С. 46-61. [2] Васильев Н.С., Громыко В.И. Пропедевтические курсы математики в условиях непрерывного образования. // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана. Москва, 2015. — Т.2, №28. — С. 1-17.