ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Мощным инструментом поддержания смысла и эстетики произведения является речевой тембр, который следует понимать как минимальный набор слуховых параметров, обязательно присутствующих в каждом тексте и ассоциируемых с авторским замыслом. Любое речевое произведение имеет определённый контекст, который определяет соотношение высказываний с действительностью. Относительно характера содержащейся в произведении информации, выделяются три вида повествовательных типов: описание, рассуждение и волеизъявление, которым соответствует трихотомия Аристотеля - присущее, возможно присущее и необходимо присущее. Описательный повествовательный тип связан с доводами к очевидному, то есть в данном случае в тексте излагается определенный ход событий, "что было и чего не было". Повествовательный тип рассуждения предполагает движение от одного утверждения к другому, постижение какой-либо истины путем построения умозаключений, "что может, могло и чего не может и не могло быть". Третий тип модальности - волеизъявление - выражает прямолинейность и утвердительность, "что должно и чего не должно быть". Повествовательные типы – это, по своей сути, понятийные категории, а не языковые, так как в данном случае речь не идёт о форме, но, несмотря на это, они обладают языковыми характеристиками, и мы можем определить их по косвенным признакам. Являясь понятийной категорией модальности, повествовательный тип не имеет точной формы, он может трансфигурироваться и, при добавлении дополнительных элементов, выражать новые значения, превращаться в другой повествовательный тип. В качестве примера трансформации повествовательного типа рассматривается «Притча о сеятеле». При первом прочтении мы видим, что текст имеет модальность описания, однако завершающая фраза «Who hath ears to hear, let him hear» вводит подтекст и направляет нас снова к началу, меняя его модальность на модальность рассуждения. Любое речевое произведение следует изучать, учитывая общее производимое им звуковое впечатление. При анализе текстов используется принцип диалектического единства устной и письменной речи. В процессе озвучивания письменных текстов устанавливается соотношение предметно-логических и стилистических свойств речи и минимизированных фонетических параметров. Связующим звеном между устной и письменной речью является тембр, комплексный параметр, который включает в себя такие интонационные характеристики, как мелодику, громкость, темп, качество голоса.