ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В докладе рассматривается процесс становления лирической модальности в поэзии сентиментализма - изменение аксиологии, жанрово-стилистической системы русской поэзии, рождение лирики как рода литературы. Лирические жанры, рисующие портрет человека «частного», стали главными в лирике второй половины XVIII - XIX в., поскольку не разум, а чувство становится высшим критерием художественности произведения. Вот почему начинает развиваться лирика как род литературы, в котором первичен не объект, а субъект; лирическое переживание «в настоящем» вырастает до размеров общечеловеческого; изображение мира, реальности служит средством для создания духовного портрета художника слова. Поэт воспринимается как «вселенная в малом преломлении» [Новалис 1934: 124], а стихотворение должно быть «совершенно неисчерпаемым, как человек или хорошее изречение» [Новалис 1934: 127]. Собственно, именно в это время начинает оформляться представление о художественном произведении как о субъективной «второй реальности», основанной на изображении мира чувств, души человека, текучей, страдающей, радующейся, мятущейся в сомнении, разуверившейся в обретении счастья на Земле. Рассматриваются и такие экстралингвистические факторы становления лирического рода литературы, как деятельность масонских лож в России XVIII века, совпадение этических идеалов масонства и литературно-философского контекста эпохи.