ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В процессе полемики с классическим античным философским наследием гностицизм и раввинистический иудаизм выработали сходные эпистемологические и жанровые подходы. В том числе, большую роль в этой "пост-эллинистической" мысли приобретает мотив "преодоления уровня сакрального", наиболее ярко и последовательно проведённый в образе "теомахии", ставшей своего рода "визитной карточкой" гностических учений. Тем не менее, аналогичные "вторичные мифологемы" прослеживаются и в еврейских памятниках. Их дальнейшая реинтерпретация в процессе развития еврейской религиозно-мистической мысли раскрывает присущий им философский потенциал как связанный с проблематикой Буквы, Речи, предельной вульнерабильности человека и, одновременно, его абсолютной этической открытости. В результате конструирования "теомахических" моделей раввинистический иудаизм позиционирует себя как учение, дающее ключ к "сверхвысшей" реальности божественного Ничто через посредство материальности.