ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Антрополог Клиффорд Гирц утверждал, что осознание, почему смешна та или иная шутка, – ключ к пониманию культуры Другого. Антропологический потенциал научной фантастики, как типа литературного письма, состоит в ее способности изображать культуры, предельно отличные от человеческих, моделировать сценарии контакта и – в эстетическом измерении – раскрывать нас для нас самих как «чужих». В то же время научная фантастика, как система взаимодействия литературных институтов и жанровых ожиданий, представляет собой культуру, открытую антропологическому изучению. В своем выступлении я обращаюсь к рецептивной теории научной фантастики, сформулированной С. Дилэни и получившей развитие в работах Н. Спенсер и Дж. Ридера, в рамках которой ученые рассматривают чтение научной фантастики как процесс коррекции читательских ожиданий с прицелом на достижение «эффекта реальности» научно-фантастического описания, не имеющего референтов в авторско-читательской повседневности. Юмористический эффект в научной фантастике, таким образом, является результатом двойной коррекции, и проистекает из деконструкции одновременно воссозданного мира и жанровых ожиданий. На материале двух рассказов Фредерика Брауна, написанных в середине 1950-х гг., я раскрываю, как автор обращается – пользуясь термином Э. Рабкина – к «мегатексту» научной фантастики и деконструирует жанровые конвенции в той форме, в которой они сложились в культурном воображении читателей к середине XX века.