ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Один из лучших способов понять, что считалось мудрым и правильным в такую-то эпоху в такой-то среде – посмотреть, как там виделась глупость. «Сборник наставлений в десяти разделах» («Дзиккинсё:», середина XIII в.) даёт множество примеров глупых поступков; им отведён весь седьмой раздел «Сборника», встречаются они и в других разделах. В основном речь идёт о столичных глупостях эпохи Хэйан, но также и о подражании им в провинции, и об их отголосках в первые десятилетия эпохи Камакура. Мне бы хотелось обсудить случаи глупостей, вошедших в систему: настолько частых, что на них строили свою игру всевозможные мошенники. На мой взгляд, основной источник глупостей в «Сборнике» — двойственное отношение человека к общественной роли (своей и других людей). С одной стороны, роль мыслится как нечто незыблемое: по внешним приметам семейного и должностного статуса будто бы возможно полностью предсказать поведение человека, отношение к нему окружающих, его образ мыслей и даже то, насколько ему помогают боги и будды. С другой стороны, так или иначе человек стремится выйти за рамки роли: получить что-то сверх положенного по статусу, обойтись внешней имитацией, не сообразуясь по существу с правилами, которые предписывает статус. Сочетание этих двух подходов в действиях одного и того же человека, смесь доверчивости с жуликоватостью, как раз и делает его лёгкой добычей для хитрецов. А часто такой человек и сам попадает впросак, даже когда никто его не пытается дурачить. Примечательно, что в «Сборнике» при этом не выстраивается типаж жертвы обмана или самообмана (глупый барин, жадный богач и т.п.), что свойственно похожим историям в других литературных традициях. Скорее, здесь истории подобраны по принципу разнообразия: одурачены оказываются люди разного статуса, общее же у них только то, что они пытаются свой статус одновременно и сохранить, и обойти.