ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Роль раннего опыта в развитии коммуникации животных на ранних стадиях онтогенеза – один из самых интересных вопросов в этологии. Среди более, чем 12 тысяч видов муравьев хорошо изучены разные по сложности системы коммуникации, от использования пахучего следа до “дистантного наведения”, то есть, передачи точной информации о координатах удаленной цели (Reznikova, 2008, 2017). До сих пор неизвестно, нуждаются ли молодые муравьи в “уроках” взрослых для развития навыков коммуникации. В основе наших исследований, проведенных на широко распространенных и удобных для лабораторного содержания муравьях Myrmica rubra, лежал простой эксперимент: попарное ссаживание молодых (менее 7 дней) и взрослых муравьев во всех возможных сочетаниях в сообщающихся чашках Петри и видеозапись их взаимодействия. Обработка видеозаписей (всего 8 часов) производилась в программе The Observer 10 XT (Noldus Information Technology), с замедлением 1/8. Оценивалась длительность (в сек) разных поведенческих актов (таких как “движение по прямой”, “аллогруминг”, “остановка”,“ ощупывание тела партнера”; всего 9) и различных выделенных нами типов антеннальных контактов (“антенны в антенны, дольше 10 сек.”, “мимолетные”, “начинающиеся с ощупывания тела”), относительно 10-минутных периодов наблюдений (Atsarkina, Panteleeva, Reznikova, 2017). Оказалось, что характер движений и реакций зависит от того, с каким партнером оказался муравей. Взрослый, встретив взрослого, лишь мимолетно касается его антеннами, таких контактов может быть много в течение сеанса наблюдений, но они остаются краткими. Встретившись с молодой особью, взрослые муравьи почти все время они проводят рядом с ней, поглаживая, ощупывая и постоянно стимулируя контакты антеннами. Две трети антеннальных контактов между взрослым и молодым муравьем инициируется взрослым. Молодые насекомые в 4–6 раз дольше контактировали с партнером, независимо от того, взрослый это или такой же молодой. Контакты между двумя взрослыми муравьями в среднем длились 3 секунды, в то время как между молодыми - 13–18 секунд. Движения антенн у молодых муравьев замедленны, неуклюжи и как бы расфокусированы. Они могут одной антенной общаться с партнером, а другой - исследовать пространство. Анализ длительности разных форм контактов позволяет предположить, что коммуникация с помощью антенн у муравьев развивается постепенно, с возрастом, и помимо самостоятельного совершенствования движений, молодые муравьи нуждаются в опыте общения со взрослыми. Эту стадию можно назвать “лепетом”, по аналогии с этапом в развитии речи, который проходят дети, и зафиксированным в коммуникации некоторых социальных животных, таких, как мармозетки (Snowdon and Elowson 2001) и один из видов летучих мышей (Knörnschild et al. 2006). Аналогом “лепета” у млекопитающих считается “подпесня” у птиц (Wilbrecht and Nottebohm 2003). “Лепет” исследовался ранее только относительно акустической коммуникации, а в случае с муравьями мы, возможно, можем говорить о “жестовом лепете”. Интересно выяснить, какие сообщения могут передавать муравьи на ранней стадии развития коммуникации, способны ли они сообщить друг другу о найденном источнике корма, или это возможно лишь с определенной стадии формирования “антеннального языка”.