ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Интернет и массовый туризм вовлекли в процессы географического познания самые широкие слои населения. В итоге, не менее миллиарда человек в мире в той или иной степени стало «стихийными» географами. Даже если туризм осуществляется исключительно ради поиска удовольствий, то и они не проходят без обретения неких Секция 6. Туризм 465 географических знаний и географического опыта. «Сама среда путешествия, новые условия бытия активизируют познавательные способности человека», – пишет И.В.Зорин [3, с. 5 – 6]. В целом ряде стран появились «добровольцы по сбору географической информации» («volunteered geographic information» – VGI). Подобное уже происходило во взаимоотношениях экологической науки и экологических общественных движениях. Они были сложны, противоречивы, но в целом оказались безусловно взаимообогащаемыми. Все последние полвека во всем мире общественность играет огромную роль в сборе, подтверждении и анализе экологических данных [8]. В США говорят о становлении на основе туризма народной науки «citizen science» [6] и даже интегрального сообщества граждан и ученых, именуемого как «общественное участие в научных исследованиях («public participation in scientific research», – PPSR), которому придается все большее значение в снабжении информацией исследователей [8]. Мы же такую народную науку именуем туристической наукой. В отличие от науки о туризме, туристическая наука является стихийным конструированием вовлеченных в туризм личностей. Во многом она реализуется в рамках грантов РГО и по самой своей сути призвана преодолевать барьеры между самыми разнообразными областями познания. Наука о туризме или геотуристика исследует туризм как важный феномен человеческого существования. Геотуристика вбирает в себя постдисцииплинарные подходы интенсивнее, чем остальные отрасли географии. Это вопросы мобильности, конструирования образа территории, медицинского туризма [7]. Поэтому геотуристика может сыграть важную роль в интеграции широкого круга географических, сервисных и образовательных отраслей. Но и туристическая наука исследует науку. Интернет, краеведение и массовый туризм вовлекают в процессы познания и оценку его выводов широкие массы населения. Туризм становится своеобразной формой отчетности науки перед налогоплательщиком. Возникающая народная туристическая наука в серьезной степени трансформирует саму науку о туризме и географию в целом. Пространство при этом фрагментируется и рассыпается на локусы индивидуальных восприятий, которые нередко выдвигаются предметом изучения «гуманистической географии». Идет смещение акцентов с объективных регионов на их «самопредставления» – с конструированием определенных образов, с собственными эталонами соционормативной культуры и региональной идентичности [1]. Появились диссертации, посвященные вернакулярным (обыденным) районам, т.е. частям территории, которые выделяют сами местные жители. Они закреплены в общественном сознании тем, как сами члены общества представляют себе территориальную структуру и каким смыслом ее насыщают «как бы далеко эти представления и смыслы ни расходились со статистикой или «объективной» геометрией территории» [5, с. 81]. Потому что именно согласно обыденным представлениям и смыслам члены общества отражают свою объективную реальность. Секция 6. Туризм 466 Эти представления и смыслы не всегда удается вербализировать. Они могут соединяться в некое коллективное чувство тревоги, напряженности, неудовлетворенности, опасности, красоты. А.В.Гладкий [2] в этом плане отмечает, что обыденные представления людей о пространстве выглядят по-разному и часто представляют реальную ситуацию в более яркой и символической форме. Так, для жителей городов, особенно крупных мегаполисов имеют значение локализация и функциональная принадлежность территорий, системы связей между ними («пять минут от метро»). За пределами города, для его жителей начинается другое пространство, которое наделено совершенно другими свойствами и попадает под характеристики бескрайности, однообразия, пустоты. Зато, для сельских жителей пространство существует и за пределами конкретного населенного пункта их пребывания. Они более ярко воспринимают пространство в площади, высотах, протяженности, ориентации, а искусственные ограничения пространства и линии коммуникаций могут ими и не учитываются. Личные контакты при этом распределяют пространство на «свое собственное» и «чужое» [2]. Среди виртуальных картин различных субъектов о пространстве и месте главенствуют те, что были когда-то отнесены В.С.Преображенским к бытовой геоэкологии. Это пейзажная аттрактивность, криминогенная обстановка, дифференциация цен, инфраструктурные и экологические условия. Далеко не обязательно вызывают они интерес лишь у местных общин и часто волнуют очень географически далеких пользователей сети. На смену территориальным сообществам идут сетевые, объединяющие самоорганизующиеся социальные общности. Краеведение и страноведение тоже становятся сетевыми. «Гуманистические» географы показали, что помимо знания профессиональных географов, есть разнообразное географическое знание непрофессионалов. Почти каждый человек в определенной степени географ. Различие лишь в специальной подготовке. Один учится для географического познания, другой осваивает его спонтанно. Как бы ни оценивали соотношение различных типов географического знания, следует признать, что они относительно самостоятельны и реально сосуществуют. У каждого свои достоинства и недостатки. Их невозможно редуцировать друг к другу. Нет оснований оценивать обыденное географическое знание как некий второй сорт. Равно третировать научно-географическое знание за его динамизм и профессиональную узость. У них различные функции и области приложения [4].