ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Современная Турция является светским, демократическим государством, большинство населения которого исповедует ислам. Обычно принцип светскости (или секуляризма) определяется как отделение религии от государства и является одной из главных особенностей демократии. Это не только юридический принцип, но и важная часть общественной культуры (societal culture). Вместе с тем, турецкий секуляризм традиционно настаивал на контроле государства над религией. Таким образом, здесь уместнее говорить о принципе лаицизма французского образца. В докладе анализируются источники турецкого секуляризма, его природа и развитие со времен провозглашения Турецкой Республики и реформ Ататюрка. Однако при этом религия по-прежнему играет существенную роль в исламском мире, являясь ключевым фактором в вопросе определения идентичности. В современной Турции, наряду с ранее доминирующей идеологией кемализма, появляются новые и конкурирующие с ней нарративы. В докладе рассматриваются причины наблюдаемого роста и влияния политического ислама в Турции, описывается феномен «турецко-исламского синтеза», дается оценка деятельности правящей c 2002 года Партии справедливости и развития (ПСР) (тур. Adalet ve Kalkınma Partisi (AKP)). Обосновывается вывод, что растущая сила политического ислама в Турции была вызвана, в основном, внутренними факторами, в частности, демократизацией и социально-экономической трансформацией турецкого общества на протяжении последних десятилетий. Тем не менее, характер политического ислама в Турции отличается от любого другого политического ислама на Ближнем Востоке. Религия в Турции скорее имплицитный, нежели открытый элемент политического дискурса. Отсюда следует, что Турция «экспериментирует» с возможными политическими формулировками исламских принципов в контексте демократической обусловленности. Представляется, что чем демократичнее становится турецкое общество, тем больше возникает условий для внешних проявлений религии в общественной жизни.