![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Современные условия развития системы образования города Севастополя поставили перед управленческим корпусом образовательных организаций комплекс проблем, связанных с планированием и финансированием их деятельности, широким применением современных образовательных технологий, обеспечением широкого взаимодействия с государственными структурами и общественными объединениями, с социальными партнерами и потенциальными работодателями. Новые формы взаимодействия образовательных организаций с внешними структурами требуют от управленцев знаний как экономических аспектов их функционирования, так и основ экономики в целом, основ рекламного дела, знаний в области гражданского и трудового права, особенностей управленческой деятельности в условиях модернизации региональной экономики. К принципиальным установкам, которыми целесообразно руководствоваться в управлении образованием, относятся: • приоритет личности обучающихся, в соответствии с которым управление образованием ориентируется на оказание помощи в достижении образованности обучающимися на основе учёта их склонностей, личных данных и тенденций личностного развития; • паритет между социальными, групповыми и индивидуальными потребностями участников образования, в соответствии с которыми каждый из них может находить компромиссы в реализации мотивированных образовательных потребностей среди многообразия предложений, имеющих место в сфере образования; • демократизация взаимодействий субъектов образования на основе партнерства, сотрудничества и направленности на возможность самообразования; • гуманизация управления образованием на основе осуществления социальной защиты всех субъектов образовательной деятельности и создания условий, благоприятствующих развитию их профессионально-педагогической компетентности без ущерба для здоровья; • опора на реализацию управления образованием посредством применения современных достижений науки и техники, создание условий, в том числе информационных, для творческого подхода к управленческой деятельности каждого субъекта образования. Актуальность этих проблем становится особенно острой в силу увеличения масштабов очно-заочной формы обучения, множественности основных и дополнительных образовательных программ, качественного изменения обеспечения учебного процесса на основе информационных образовательных технологий. В этих условиях возникает необходимость создания разнообразных образовательных программ организационно-управленческого профиля, реализуемых как в рамках основного, так и дополнительного образования. Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в 2015/2016 учебном году успешно осуществил разработку и реализацию 4 дополнительных модульных образовательных программ повышения квалификации в области менеджмента образования - «Школоведение. Основы педагогического менеджмента и актуальные вопросы введения и реализации ФГОС», «Менеджмент образования: управление образовательными организациями в условиях реализации ФГОС», «Государственно-общественное управление в образовательных организациях: концептуальные основы и механизмы реализации», «Система оценки качества образования в образовательной организации: оценка-контроль, оценка-поддержка». Освоение вышеуказанных дополнительных образовательных программ предполагает подготовку к следующим видам деятельности: • стратегическое планирование развития образования на всех уровнях; • управление образовательной деятельностью школы и вуза; • организация учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы образовательной организации на основе современных информационных технологий; • информационно-аналитическая работа образовательной организации; • управление финансово-экономической деятельностью образовательной организации; • управление инновационной деятельностью образовательной организации. Программы предназначались для обучения руководителей и кадрового резерва системы образования города Севастополя, не имеющих профессиональной подготовки в области менеджмента. По результатам реализации программ повышения квалификации Научно-методический центр развития образования филиала МГУ имени М.В. Ломоносова планирует открыть набор на дополнительную образовательную программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Реализация программы будет осуществляться филиалом МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Севастопольским государственным университетом, Крымским институтом постдипломного педагогического образования, Российской академией образования, Департаментом образования города Севастополя, Департаментом образования города Москвы, Московским педагогическим государственным университетом, Воронежским институтом высоких технологий. Она распределена во времени на основе последовательного накопления и перезачета освоенных отдельных модулей с последующим вручением документов об образовании МГУ имени М.В. Ломоносова. Модульное структурирование программы предполагает представление учебного материала в виде набора взаимосвязанных дидактических единиц, которые могут быть освоены в удобной для обучающихся последовательности. Нормативная трудоемкость модулей дополнительной образовательной программы составляет от 72 до 540 аудиторных часов. Формирование программы из предложенного набора модулей определяется потребностями заказчика. В результате изучения программы «Менеджмент образования» обучающийся должен: Знать: • основные направления государственной политики в сфере образования; • законодательные и нормативно-правовые акты в сфере образования; • основы бюджетного и налогового законодательства; • основные задачи и методы управленческой деятельности; • технологию выработки и принятия управленческих решений; • зарубежный опыт в области менеджмента образования; • современные образовательные технологии и системы оценки качества образования. Уметь: • разрабатывать и формулировать миссию и стратегию развития, цели и задачи деятельности образовательной организации; • организовывать реализацию основных и дополнительных образовательных программ, научно-исследовательских и проектных работ и инвестиционных проектов, текущее и оперативное планирование работы образовательной организации; • анализировать состояние и динамику развития образовательной организации; • разрабатывать программы и планы развития образовательной организации, оценивать ожидаемые результаты их реализации; • организовывать инновационную деятельность образовательной организации, направленную на совершенствование учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы и проектной деятельности образовательной организации. Владеть: • современными методами планирования развития образовательной организации; • методами системного анализа показателей оценки качества деятельности образовательной организации; • технологиями внешней и внутренней оценки качества деятельности образовательной организации; • технологиями распределения бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации; • технологиями организации и методами управления деятельностью в сфере образования, в том числе с использованием современных информационных технологий; • процедурами нахождения компромиссных решений; • технологиями решения коммуникативных задач. Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «Менеджмент образования» будет реализована в форме лекционных курсов, разнообразных коллективных и индивидуальных практических занятий с использованием инновационных образовательных технологий, практик и стажировок. При изложении дисциплин программы предусмотрено использование как аудиторных, так и внеаудиторных форм работы по освоению учебного материала. Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе: • располагает соответствующей учебно-методической базой, включая рабочие программы по каждой дисциплине, программы практикумов, набор заданий по каждому разделу, учебники и учебно-методические пособия; • обеспечен информационными ресурсами, включая доступ в международные компьютерные сети; • располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей возможность проведения всех видов занятий и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам. Разработку структуры и содержания программы, а также ее научно-методическое и организационно-методическое сопровождение осуществляет Научно-методический центр развития образования филиала МГУ имени М.В. Ломоносова, который успешно сочетает в своей деятельности функции многопрофильной региональной научно-образовательной организации и научно-методического центра федерального уровня. Выступая в Кремле на заседании попечительского совета МГУ 28 мая 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин особо отметил важную научно-методическую и организационно-методическую роль филиала МГУ в городе Севастополе: «Хотел бы особо поблагодарить преподавательский корпус, студентов филиала МГУ в Севастополе - за верность традициям отечественной высшей школы, за вклад в сохранение исторических, культурных, образовательных связей России и Крыма».