![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Наши предшественники и современники рассказали о себе в нашей замечательной литературе, в сказках, песнях, поговорках. Как правило, это изучается на уроках литературы. Поставим вопрос по-другому. Что нового можно узнать о нашей стране, о нас самих, если рассматривать все это через призму русской словесности? А именно: • Каков образ Родины, образ Бога, образ природы, созданные нашей литературой в целом? • Как эти образы менялись с годами, десятилетиями, веками? • Как понимала наша словесность добро и зло? • Что есть человек и семья по-русски? • Как у нас трактовались любовь и дружба? • Кто для нас свои и кто чужие? • Как наши предки относились к труду и к отдыху? Эти проблемы становятся еще более рельефными, объемными, если сформулировать вопрос чуть иначе и, например, сравнить русские поговорки о труде и английские, русские и немецкие сказки о природе, наши современные песни о любви и песни прошлых веков. Все эти вопросы, на первый взгляд, могут показаться простыми и банальными. Но на самом деле ответы на них далеко не очевидны. Более того, на многие из поставленных вопросов наши философы, литературоведы, культурологи ответы пока еще и не искали. Поэтому мы предлагаем искать их вместе, сообща. В школе при изучении факультативного курса «Образ России в русской словесности» под руководством учителя каждый учащийся сначала может сделать свое небольшие исследование на заданную тему, а потом наиболее интересные работы будут обсуждены в классе. Затем можно провести городской, областной конкурс на самое интересное исследование под общим заголовком «Образ Родины: близкий и далекий». Как проводить такое самостоятельное исследование, какими источниками пользоваться - об этом мы сейчас расскажем и с примерами таких работ познакомим. Образ России в русской словесности - явление многосоставное и множественное. Это: • географический образ её уникальных пространств, портреты ее климата, • образ России как социально-экономического явления, • образ психологический - характеры и нравы населяющих ее людей, • образ России духовный, эмоциональный. Все эти образы накладываются друг на друга, вступают во взаимодействие, образуя сложное, многомерное, объемное и емкое целое - вечно меняющийся и в то же время постоянный в своих главных векторах образ нашей страны. К конечному результату мы предлагаем идти через последовательность творческих заданий. Конечный результат включает разные проекции образа России: • образ дома, • образ пространства, • образ силы, • образ музыки, • образ судьбы, • образ духовности в русской словесности. Каждый образ формируется как отдельная тема, разделенная на две части - задания. Первая составляющая - творческое задание. Здесь каждый из учащихся готовит самостоятельное произведение с ответом на поставленный вопрос - тему. Здесь работает и проявляется его личный опыт, индивидуальное сознание, каждый делает попытку самостоятельно пройти тот путь, который совершает писатель, описывающий свою страну. Вторая составляющая каждой темы - это задание-исследование. Каждый школьник или группа школьников анализируют предложенные тексты из курса русской классической литературы и фольклора в заданном ракурсе, под конкретным углом зрения. Для выполнения задания-исследования в классе распределяются избранные для анализа произведения. В них отыскиваются фрагменты, прямо или косвенно раскрывающие взятый для анализа образ. Полезен также целостный анализ произведения, раскрывающий, как тот или иной образ проходит через всю структуру повествования. Скажем, при изучении темы «образ дома» смотрим, как часто и в каких смысловых связях, контекстных отношениях упоминается слово «дом» и близкие ему слова, как они эмоционально окрашены. Сама частота употребления понятия - свидетельство его значимости в художественном мире писателя. Присущий слову метафорический ряд говорит о понимании автором его внутреннего смысла. Соотношение значений данного слова с присутствующими в тексте характеристиками страны показывает, какими именно чертами наделил Россию автор в том или ином конкретном образе. Для выполнения задания-исследования необходимо предлагать произведения «золотого фонда» русской словесности, шедевры русской классической литературы, включенные в школьную программу. Но в данном контексте они увидены и прочитаны в новом ракурсе - с точки зрения формирования и преломления в них образа России. Творческие работы и работы-исследования проводятся в режиме, избранном учителем. Творческие работы пишутся либо как домашние сочинения, либо как работы «быстрого реагирования», работы «мозгового штурма», выполненные в технике спонтанного письма. Работы-исследования предполагают занятия с текстами и критическими статьями. Они могут выполняться как домашние задания для одного ученика или для группы. Итог раздумий - обсуждение в классе. Перейдем теперь к формулировке конкретных заданий и к примерам творческого исполнения заданий, сделанных учащимися московских школ. Эти работы не являются эталонами или шаблонами, это именно примеры того, как молодые люди пытались выполнить поставленную задачу. При выполнении всех заданий сохраняется принцип свободы выбора жанра - от скрупулезной статьи до легкого эссе, киносценария или частного письма. 1.Образ дома Творческое задание «Мой заветный дом» Каждый из нас приметливым взглядом осматривает строения вокруг. Дома, улицы, площади, перекрестки - вот мир обитания современного человека. Одни дома нам симпатичны, другие вызывают жгучий интерес, третьи пугают своей помпезностью или мрачностью, четвертые вызывают даже не всегда понятный негатив, отвращение, а есть и такие, что греха таить, что и зависть вызывают. Русская словесность давно открыла, что у домов есть свое лицо, своя, говоря словами Ф.М.Достоевского, физиономия. Дом - маленькая часть страны, ее микромир. Дом - лицо человека, это его личное пространство, его вкусы, жизненные возможности, пристрастия, история его жизни и его души. Живя среди людей, в своей стране или путешествуя по миру, мы «читаем» лица домов, а за ними - образ современного мира. Попробуем составить таким образом лицо нашей страны. Есть у каждого на примете разные симпатичные строения, есть дома-труженики, дома-модники, дома-секреты, дома-воины, дома-сказки и просто скромные рядовые строения, непритязательные рядовые трудной жизни. И есть у каждого на примете некий сокровенный, особый, дорогой сердцу дом - такой, к которому невидимым и только ему понятным образом сходятся нити его надежд и раздумий, сомнений и желаний, - такой особый, сокровенный, или, называя старинным русским словом, заветный дом. В этом доме - и лицо нашей жизни, и наше, пока несмелое, интуитивное видение и понимание мира, в котором выпало жить нашей загадочной и великой стране. Задание для учащихся: • Найдите, определите тот дом, который в вашем восприятии значим, символичен для вас, дом, в чертах которого вы можете прочитать черты нашей страны. • Напишите работу «Образ дома». Её объём и жанр свободны. В своем сочинении постарайтесь ответить на такие вопросы: • Как выглядит дом? • В чем его отличия, особенности? • Как он живет? • Какими эмоциями дышит? • Какие мысли пробуждает? • Какие воспоминания несет? • Было ли у него прошлое и как оно связано с прошлым нашей страны? • В чем его будущее? • Можно ли дать ему имя или прозвище? • Чем живут его обитатели? • Близки ли вам эти люди? • Хотели бы вы оказаться в их кругу, среди них? • Почему ты выбрал именно этот дом? • Какие черты, качества нашей страны вы видите в этом доме? • Может ли этот дом претендовать на роль маленького портрета России? • Какие еще качества нашей страны вы видите в домах наших городов и селений? Вопросы для обсуждения в классе творческих работ учащихся: • Какие черты нашей страны мы выявили в «портретной галерее» домов? • Объективной ли получилась наша общая работа? • Какие черты России отразились в нашей галерее, а какие туда не попали, почему? • Можно ли сказать, что наши города и селения - живые портретные галереи страны или в них только пунктиры нашей истории? • Что бы ты предложил добавить в наше национальное собрание домов-портретов? Задание- исследование «Дом - человек – страна» Один из первых западных путешественников по Руси назвал нашу землю «Гардарика» - страна городов. Русь сразу вошла в историю и культуру как страна строителей, страна, много и хорошо строящая. В её холодных краях с молниеносной быстротой росли города, поднимались дома в их сказочном многообразии. Дом в русской культуре, в русской словесности - одна из ключевых составляющих понимания мира и человека. Во всех произведениях русской словесности мы обнаруживаем кропотливое и заинтересованное внимание к дому именно как образу русского мира и человека в нем. Образ дома - одно из базовых слагаемых российского культурного сознания. Российская словесность рассматривает дом: • как ключ к характеру, его своеобразный маркер, • как свидетельство метаистории народа, его пути через события и времена. Вспомним, какое внимание дому, домашности, атмосфере и быту в доме придает еще Александр Сергеевич Пушкин. Каждого своего героя Пушкин обрисовывает обязательно совокупно с «портретом» его обитания. Он дает такие характеристики и дому Петруши Гринева, и милого семейства капитана Миронова. Даже встреча с Пугачевым обязательно прописывается в контексте с местом его пребывания в данную минуту. Прежде чем познакомиться с семейством Лариных, мы видим их дом. Да и самого «загадочного» Онегина мы начинаем глубоко и основательно понимать лишь тогда, когда вместе с бесстрашной исследовательницей Татьяной входим в его дом - в святая святых дома интеллигентного аристократа - в его библиотеку. Пушкин точен и быстр, но в то же время убедителен, исчерпывающе подробен в этом описании. Физиономия жилища Онегина - это показательный набор модного (модничающего) передового человека своего времени, тут все положенные атрибуты современности - и все это как бы нехотя, небрежно. Именно пройдя через «чистилище» кабинета своего возлюбленного и повторив его духовный путь через читанные им книги, Татьяна приходит к оглушительному предположению: «Уж не пародия ли он?» Так же доказательно подробен, тщательно наблюдателен Пушкин там, где и вовсе, казалось бы, можно было этого не делать: в описании дома и кабинета графини, куда в глухую ночную пору пробирается фанатически азартный полубезумный Герман из «Пиковой дамы». Эта потрясающая кропотливость, микронная точность деталей в описании дома поражают исследователей. Человек почти безумен, в шоке, а в то же время весь бытовой мир вокруг него выступает с гиперреалистической отчетливостью. Возможно, такой рельефностью Пушкин и добился главного - все, что случилось с Германом, мы воспринимаем так ярко и явно, будто это происходит с каждым из нас. Традиция дотошного, кропотливого воспроизведения дома-бытия, «портретирования» места жизни человека присуща всем лучшим произведениям русской словесности. Не забудем, что у ее истоков стоял труд еще одного Александра Сергеевича - Грибоедова, который главным героем своей искрометной комедии «Горе от ума» сделал не столько человека, сколько дом - дом Фамусова. Этот семейный очаг высокопоставленного российского чиновника стал уникальным художественным достижением - через него Грибоедов сумел показать целый мир. Это дом-город и даже дом-государство, где сплетаются нити интриг и проступают авторитеты, где громоздятся традиции и привычки, где все слажено и сложено и работает на главную цель управляющего слоя - на личное процветание и преуспеяние. Дом-город, дом-мир, дом-страна - такой масштаб трактовки частного жилища вошел как один из важнейших векторов в русскую словесную традицию. Уроки и открытия Пушкина усвоил его друг и ученик Гоголь, ставший поистине мастером психологического портретирования. Гоголь включает в орбиту своего изображения непременный персонаж - дом, где обитает герой. Просмотрим страницы «Мертвых душ». Интересная последовательность - прежде чем предъявить нам очередного героя на пути следования Павла Чичикова, автор пренепременным образом живо обрисовывает жилище. Так, прежде портретов людей, мы знакомимся с портретами домов. Вот обиталище Манилова - полузапущенный особнячок с провинциальными претензиями примостился на самом неудобном месте, где его обдувает и промывает. Что ж, зато обстановка вполне романтическая, в духе грез романтического болтуна. Задание для учащихся: • Посмотрим дома-портреты Собакевича, Ноздрева, Коробочки. • Что они говорят о нраве и жизненных возможностях своего хозяина? • Какие стороны жизни страны открывают, что вносят в копилку её коллективного портрета? Но подлинным шедевром заочного портретирования стал в изобретательной поэме эскиз дома бывшего идеалиста, а ныне строптивого скряги Плюшкина. Увы, плюшкинство тоже русское явление. До чего это бессмысленное накопительство может довести некогда здравомыслящего человека, свидетельствует не только портрет дома помещика, но и портреты домов в его деревне. Задание для учащихся: Проанализируй их. А Чичикова ведет по сложной авантюрной дороге вполне понятная человеческая идея - мечта о собственном доме-гнездышке, о добром и обеспеченном семействе. Дом в мечтах Чичикова - это тоже адрес понимания нашей проблемы «дом-человек-страна». Наверно, в российских просторах и в недрах русской духовной и эстетико-философской традиции родилась и вызрела грациозная и мудрая идеологема, освещавшая творческий мир Ивана Сергеевича Тургенева. Еще в пору русского «Золотого века» (первые десятилетия XIX в.) начала складываться эта перспективная идея, уходящая корнями в европейский Ренессанс и античность, - идея изолированного «острова цивилизации» посреди моря природы. Идея «дворянского гнезда», такой полнокровной жизни семьи и круга друзей, далекого от мировых центров техники и цивилизации, в котором его мудрые и высокоразвитые обитатели соединяли бы величие мирового культурного опыта с навыками и занятиями простой полукрестьянской жизни. Простой труд, светлые, добрые человеческие отношения, душевное тепло и близость и высокий накал мысли, философское чтение, занятия искусством, содержательные беседы-прогулки на свежем воздухе, подобные тем гуляниям-дискуссиям, какие вели со своими учениками Платон, Аристотель, а еще ранее Пифагор и Сократ. Этот идеал трудовой духовности, дельной и одухотворенной жизни стал одним из самых светлых и перспективных направлений русской мысли, русской традиции жизнестроения, творчества жизни, каким занимается любая из мировых культур. Этот путь развития человечества - не огромные мегаполисы - страшные и обезличивающие человеческие муравейники, видится особенно ценным и перспективным ныне, когда становится с трагической очевидностью ясно, что мегагорода создают внутренне неустойчивую, опасную для проживания, кризисную экстремальную цивилизацию. С огромной проницательностью идею дома-мира, дома - «гнезда», частного оплота общих процессов вынашивала и формировала русская культура. Образ дома-острова, семейного рая, душевно породненного круга людей, соратников, единомышленников и просто современников прорисовывался в произведениях первых поколений русской словесности XIX века - Державина, Жуковского, Пушкина. Развитие этой идеи стало делом И.С.Тургенева, в центре творчества которого и встало бытие отдельного и передового, затерянного в русских пространствах «гнезда». Задание для учащихся: Проанализируем «Записки охотника» и «Отцы и дети»: • Какие черты дома как идеального «острова культуры» мы можем в них увидеть? • Что одобряет Тургенев в своих героях - строителях и обитателях «гнезда», а что в их мышлении и бытии ему кажется смешным и опасным? • Над чем он иронизирует? Что осуждает? Что считает наивысшей ценностью? Дом - это явление и архитектурное, и социальное, и идеологическое, и историческое. Дом - свидетель и участник всей жизни страны. Таким мрачным свидетелем становится дом в изображении Некрасова. Парадный подъезд, увиденный им, - это щемящий душу документ мучений рядовых просителей. Задание для учащихся: Какие черты России видим мы в портретах домов, сделанных Некрасовым? Портретированием домов так или иначе в русской словесности занимались все значительные писатели. Среди тех, кто продолжил традиции психологического понимания дома, конечно же, должен быть особо отмечен Л.Н.Толстой. Его герои немыслимы без подробной проработки автором среды их обитания. «Война и мир», начало - дом Анны Павловны Шерер. Дом для Толстого - действующая модель мышления и характера человека, способа его существования. Дом для Толстого - это не столько предметный мир, сколько нравственная, духовно-душевная атмосфера, особый аромат жизни. Дом у него сферичен, объемен, многомерен, и прежде чем показать его предметное наполнение, Толстой ищет некие обобщающие краски, эмоциональные характеристики. Атмосфера существования в «Войне и мире» - это история существования нескольких семей на фоне и в переплетении с эпохальной исторической драмой, потрясшей до основания российское общество. У каждой семьи - свой характер, свой психотип, свой жизненный стиль. Никто и никогда не перепутает атмосферу дома Болконских с атмосферой дома Ростовых. Эти две семьи - два типа русского характера, два стиля жизни, два мироощущения. Дом старика Болконского холоден и мрачен, атмосфера в нем натянутая, подневольная. Старик и сам - подданный своих привычек и убеждений, и другим не дает расслабиться, оттаять. Тут атмосфера долга и аскетизма, суровости почти спартанской, труда и самопринуждения, атмосфера домашнего деспотизма. Семью Ростовых Толстой характеризует короткой и емкой формулой: «атмосфера любви и поэзии, которая царила в доме Ростовых». Правда хлебосольных москвичей Ростовых - в жизни сердца. Их дом распахнут, немного безалаберен, полон смеха, музыки, сердечных тайн и сокровенных признаний, душевной открытости, искренности, порывов и доверия. Человек не просто входит в дом Ростовых - он сразу, целиком и полностью окунается в этот прилив чувств, в эту захватывающую исповедальную жажду любить и быть любимым. Трепетный и экстатичный характер Наташи, добрый и верный нрав Николая - все это не просто элементы человеческой характерологии, это органическая часть общего явления - мира Ростовых. Толстой любит этот кипучий мир. Но с каким сарказмом показывает он отпавшее от этого мира звено - семью Бергов. Перечитайте страницы романа, где Толстой с нескрываемой иронией показывает, как молодожены Берги обживают и обустраивают свое гнездышко. Эти страницы - шедевр психологического «домоведения». Ничего не говоря о характере супругов, об их общении, Толстой все формулирует, лишь описав их обновы: они все делают «как надо», как и все, подражая тому среднему, посредственному вкусу, который в них выдает людей без чувства и фантазии, без живой жилки - великосветских мещан. Значим ли образ дома у Ф.М.Достоевского? Праздный вопрос. Заговорив о Раскольникове, мы сразу же вспоминаем намертво врезавшийся в память, в подсознание безысходный образ комнаты-пенала, в которой придавленный жизнью нервный человек предается наполеоновским мечтаниям. Портрет жилья исчерпывающий - одна метафора, и все сказано - тупик. Физиономии домов Достоевский продумывает и отделывает так же тщательно, как физиономии самих действующих лиц. Везде и всюду мы получаем у него эту исчерпывающую информацию о месте проживания. Как устроен дом, как скроено его внутреннее пространство, куда ведут лестницы, и каковы на них перила, что находится во дворе, сколько берет хозяйка за комнату. А запах? Посмотрим первые страницы «Преступления и наказания». Вот уж наказание еще до преступления! Весь двор, дом, где обретается Родион, да что дом - квартал, весь, кажется, бедняцкий этот район переполнен ужасным, удушающим запахом. В городе июль, лето, влажность, жара, а в районе идут ремонты и разлагаются помойки - не то что жить, дышать в этом пеклище, в этом зловонном аду невозможно! Дом у Достоевского становится каждый раз аргументацией поведения героя, слагаемым его жизненной ситуации. Так же подробна и страшна физиономия жилья семьи Мармеладовых, угрожающе и по пушкински гиперреалистично показано состояние норы старухи-процентщицы. Дома - и свидетели, и участники, и действующие лица, и собеседники, и аргументы в книгах Достоевского. Его герои, в основном, горожане. Мир их жизни и есть физиономии домов. Но, пожалуй, в одной из повестей это мироощущение - жизнь в каменном пространстве - выражено наиболее открыто и явственно. Прочитаем эту чудную, нежную, акварельную и трогательную повесть «Белые ночи». Четыре новеллы - четыре ночи, проведенные добрым мечтателем среди опять-таки летнего, полуопустевшего (состоятельные граждане уехали на дачи) Петербурга. Мечтатель - человек одинокий и замкнутый, закрытый. Его собеседники и друзья - дома. Вот он доверительно общается с ними, обходя свое пространство. Помнит их в лицо и по характерам, обращается с сочувствием, советуется, жалуется. Да, дома для него не часть архитектурного ансамбля, а живые, одушевленные существа. Задание для учащихся: Образ дома в творчестве А.С.Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского. Разделитесь на группы. В каждой проведите исследование и сопоставительный анализ выбранных произведений и тем. Далее подводим общие итоги, выслушав и оценив каждого учащегося, и сформированные группы: • Каковы черты, параметры образа дома в нашей литературе? • Какие черты образа России мы за ними можем прочитать? ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: • Какие вам известны дома, строения, многократно портретировавшиеся в русской литературе? • Каким представлен в русской литературе Московский Кремль? • Какие архитектурные пристрастия были у известных писателей? • Что они ценили в жилье, в быту? • Какие черты русского быта отразились в известных образах домов? • Как портретная галерея домов отражает качества русского характера? • Какую роль в различии образов Москвы и Петербурга играют портреты конкретных домов? • Кто из современных писателей преуспел в искусстве передачи образа дома? 2. Образ дороги Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание Пространства. Пространство - это явление и географическое, и духовное, и эмоциональное. Страна огромных территорий, где необозримое пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нем. Этот образ пространства как квинтэссенция русскости, специфически российского ощущения-восприятия мира пронизывает все ниши русской культуры, занимает свое основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим множественные воплощения пространственной стихии. Эта стихия дышит ощущением огромности, распахнутости мира - от земли до самого космоса («Всю-то я вселенную проехал», «Гори, гори, моя звезда»). Но в первую очередь в фольклоре и в классической литературе образ российского пространства реализуется как образ дороги. Дорога, путь, распутье, перекресток, поворот, порог, узел дорог. Все это знаковые, сакральные элементы изображения мира, России, человека, в них - национальные культурные коды. Творческое задание «Перекресток» Давайте совершим путешествие по городу. Мысленное. Улицы и тротуары сходятся, схлестываются в перекрестках. Здесь скопление лиц и походок, здесь концентрация жизни, города, его лицо. Перекрестки связывают город в одно целое, здесь одно движение переплетается с другим. Здесь встречаются, на миг видят друг друга и расходятся люди, машины, ветры, судьбы. Задание для учащихся: • Каковы они - перекрестки нашего города? • Какой представляется вам мысленная картина перекрестка? • Что видите и что читаете вы мысленным зрением? • Попробуйте набросать портрет перекрестка. Это должен быть образ, то есть он должен нести в себе элементы выхода за рамки конкретного, буквального описания в пользу расширительного, обобщенного видения-истолкования. Это описание может включать в себя и символические мотивы. Перекресток - своего рода обобщенная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой души. Образцы творческих ответов на задание «Перекресток» 1. «Я подхожу к перекрестку. Стою, ожидая, когда на зеленый свет повалит народ, и я вместе с ним. Но странное дело, хотя ничего странного уже давно в этом нет: люди, не обращая никакого внимания (ну просто никакого) на светофор, несмело ступают на дорогу и, виляя, проскакивая, толкаясь, подпрыгивая и шарахаясь из стороны в сторону, пытаются, во что бы то ни стало, как можно скорее достигнуть противоположного берега газо-дымо-бензино-железной реки. Когда им сигналят, они кидают недовольно-критический взгляд в сторону звука. Такими же исключительно учтивыми взглядами они окидывают меня, терпеливо стоящего и ждущего своей очереди спокойно двигаться вперед. Если напор уличного движения напряжен, и тогда находятся отъявленные лихачи, которым удается добраться лишь до середины дороги, где они, торча, как прыщи на ровном месте, тупо поглядывая направо и налево, нетерпеливо двигаясь, выжидают момент для следую¬щего отчаянного рывка. Таким и предстает перед обычным нашим человеком обычный наш перекресток: пестрые комья людей подкатываются к краям тротуаров, далее комья распадаются на отдельные (вроде бы разумные и уважающие себя) фигуры, у которых есть программа-минимум - прорваться с меньшими затратами на ту сторону. И чтобы время не терять на пустые стояния. И без светофора чтобы. Эта программа даже и не заседает сколь-нибудь глубоко в мозгу этих фигур. Проскочить - и все! Штрафами уже не остановить, что уж говорить о разуме. Я стою на перекрестке. Ищу единомышленника на своем и противоположном тротуаре. Но это даже не игла в стоге сена. Дай Бог, чтобы пол-иглы, которой пока не видать. Месяца три назад я, выходя из дома, сразу попал в эти пестрые комья людские, которых так много в городе. Так же лез вперед, даже пошустрее других. И никто на меня не смотрел исподволь, и я тоже. Мол, вперед, ребята, ни шагу на месте, надо проскочить. Сейчас мне одиноко стоять на перекрестке. Где же люди, которые одумались, вроде меня. Где же уважающие себя личности? Пройдемся по улицам, может, есть где-нибудь... На домах краснеют плакаты с привычно-истерическими надписями. Что у нас все будет хорошо, что мы преодолеем, что сделаем, что Россия будет такой и такой». 2. Холод, снег - жесток и жёсток - И глазами фонарей Смотрит, смотрит перекресток Смотрит, смотрит на людей. Этот мир ему не сложен: Смех и слезы невпопад. Если кто-то растревожен, Значит, кто-нибудь распят. Ночь выходит на подмостки, Мы игру разделим с ней. И Христос на перекрестке Смотрит, смотрит на людей. Задание-исследование «Образ России - образ дороги» • Образ дороги - образ России в балладах Жуковского «Светлана» и «Людмила». • Образ дороги - сквозной образ лирики А.С.Пушкина. • Дорога - место проверки и испытания человека, модель русской истории («Капитанская дочка», «Путешествие в Арзрум»). • Роль и образ дороги в «Маленьких повестях». • Дорога как символ судьбы. • Дорога - символ неустроенной души в творчестве М.Ю.Лермонтова. • Дороги русские и кавказские. • Дороги Печорина. • Каждый поворот - новое лицо России. • Дорога – сквозная тема в творчестве Гоголя. Его герои - люди в пути, едущие, проезжие. Путник Хлестаков. Остановка в дороге - гостиница, трактир - рельефно обнажают русский быт. Путник Чичиков. • Многоликая дорога Чичикова, ее зигзаги - человеческие типы и судьбы. • Образ России как образ «птицы-тройки». Что мы в нем видим? • Дороги России в восприятии героя и автора «Записок охотника». • Н.А.Некрасов: русская деревня - русская дорога - русская судьба. • Герои Л.Н.Толстого дома и в пути. • Русская дорога - один из героев войны 1812 года. • Дороги Наташи, Андрея, Пьера, Наполеона, Кутузова. • В дороге раскрывается смысл человеческой жизни. • Сакральное значение дороги, движения. Именно в дорожном полусне-полуобмороке Пьер получает ответ на свой главный вопрос: «Запрягать нужно, запрягать», - говорят мужики, и Пьер расшифровывает свой код мира: «Сопрягать нужно, сопрягать». Так Толстой возвращает нас к национальному кодовому решению, данному в сказках: богатырь находит себя на пути, у развилки, на перепутье. • Богатырь на перепутье - русский архетипический образ. • У Достоевского дорога тоже ключевой образ. Городское пространство - место конфликтов, трагедий, унижений. Это пространство изломанное, искривленное: пространство лестниц, их кривых узких пролетов. Изломанное пространство порогов, приоткрытых дверей, коридоров. Место прозрения - статика пространства, открытая часть дороги, площадь. Выход из тупиков и душевных кризисов - дальний-дальний путь, бесконечная дорога в Сибирь. Дорога учит человека человечности. • Особое место в панораме дорог и мыслящих, значимых пространств - в «Шинели» Гоголя. Акцент в повести - ужасный миг пребывания Акакия Акакиевича посреди огромной площади. Эта площадь маленькому человечку кажется мистически огромной, бескрайней, всепоглощающей, как море. Образ площади-моря входит в знаковый ряд русской словесности, в сконцентрированном виде дав образ непомерной всепоглощающей Державы (Родовая связь этого образа с образом города-наводнения в «Медном всаднике» Пушкина). • Образ страны-дороги в произведениях Андрея Платонова. • «Чевенгур» - путешествие через Россию и через ее историю, панорама лиц и характеров. • Дорога как судьба России и ее народа в «Тихом Доне» М.А.Шолохова и в «Белой гвардии» М.А.Булгакова. • Образ России, дорог России в вихре войны в лирике К.М.Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»). • Дорога - символ народной жизни, сцепленности, родственной связанности людей, их общего пути к победе и доброго будущего. • Лирический образ дороги в русской медитативной поэзии. • Россия - живые дороги в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. • Дороги - символ живой души у С.Есенина. • Русские дороги у Н.Рубцова. 3. Образ музыки Творческое задание «Музыка в моей жизни» Напишите сочинение о музыке и ответь в нем на некоторые вопросы: • Любите ли вы музыку, какую роль играет музыка в вашей жизни? • Играете ли вы сами, поете ли? Много ли слушаете музыку? • Кто ваш любимый композитор, исполнитель, что вам дает музыка? • Какие качества в музыке вы цените? • Приведите пример, жизненный эпизод, в котором проявилось значение музыки в вашей жизни или кого-то из близких вам людей. • Какие музыканты прошлого для вас значимы? • Какую роль играет музыка в жизни вашего окружения, поколения, семьи? • Отражает ли современная музыка образ России? • Какие черты образа России вы видите в русской музыке? • Есть поющие и непоющие народы. Почему в России любят петь? Задание-исследование «Образ музыки в русской словесности» • Музыка, песня - важное слагаемое русского образа жизни и образа мира, одно из ведущих начал в русском миросозерцании. • Былины о Садко - образ народного героя, воина и певца. • Садко - русский Орфей. Идея певца как наилучшего представителя народа, страны дана уже в «Слове о полку Игореве». Образ Руси представлен там через Бояна, народного сказителя и певца. Русичи - не только внуки Хорса, но и внуки Велеса, то есть музыканты, певцы. • Образ страны, бытовой уклад через призму музыки - одно из решений в «Евгении Онегине» Пушкина. Провинциальный мир мы видим и слышим через народные песни (девушки в саду Лариных). Образы жизни Москвы и Петербурга показаны через призму музыкального театра. Москва и Петербург - театрально-музыкальные столицы, это неотъемлемая часть эмоциональной и культурной жизни России. • Музыка - слагаемое духовности страны. • Музыка, песня - воплощение мира души каждого человека. • Герои «Записок охотника» Тургенева - Хорь и Калиныч. Два типа крестьян, два типа личности, два типа певческого переживания. • Музыка, музицирование - важнейшая часть идеального семейного бытия, слагаемое социального и культурного идеала И.С.Тургенева. • «Отцы и дети» - роль музыки в мире этой повести. • Музыка - огромная тема и проблема в мире Л.Н.Толстого. • «Война и мир» - душа человека и душа России воплощают себя в музыке. • Пение Наташи Ростовой - знак осердечивания мира Ростовых. • Пение Платона Каратаева выделяет его из прочих персонажей как человека, несущего в себе важнейшую духовную проблематику. • Музыка в осмыслении А.Блока. Музыка - стихия народной жизни, народной души. • Образ России сквозь призму музыки в творчестве М.Цветаевой. • Поиск народной души в образе цветаевского Орфея. • Одна из вершин поэзии М.Цветаевой - поэма «Царь-девица» - образ русской души, русскости дан как образ юного гусляра, готового все забыть ради песни. • Образ музыки в русской словесности - это и идея стихийности, буйности, непредсказуемости русской души, и идея её внутренней гармоничности, слияния с миром, способности слышать этот мир и растворяться в нем. Россия как музыка, как музыкально-песенное явление - одна из ключевых тем, сквозной мотив нашей словесности. Певучая и напевная страна, поющий народ, переживание мира как музыки - характерные составляющие национальной культуры и менталитета. 4. Образ силы Творческое задание «Богатырь и ковбой» Поговорим о двух колоритных фигурах. Народный эпос, национальная ментальность любого народа немыслимы без одного из архетипических образований - образа мужчины-героя, мифического силача, крупного, могучего, сильного, не знающего предела своим жизненным возможностям. Русский богатырь - с ним у каждого из нас ассоциируется определенный набор мифов. Это и образ, и сюжет, и определенные качества, дающие представление о мужской доблести. В мировой культуре, в литературе и эпосе разных стран есть и другие мифологические образы высокой мужественности. Например, для Западной Европы - это рыцари, трубадуры, мушкетеры. Не правда ли, их облик совсем другой, а качества, которыми их наделяет народное сознание, подчас разнятся до контраста? Остановимся на более актуальном образе из мировой копилки архетипов - американском ковбое. Все мы видели ковбоев во множестве американских фильмов - вестернах, детективах, боевиках, сказках, читали о них. Ковбой - активно работающий архетип американского сознания. Это человек смелый, лихой, сообразительный, ловкий, свободолюбивый и т.д. и т.п. Однако он довольно разительно отличается от богатыря. Свой образ ковбоя, как и богатыря, наверное, сложился у каждого. Попробуем оживить и осмыслить свои впечатления, попытаемся сопоставить два образа. Мы, конечно, современные люди и делаем это с современных позиций. Мы с вами понимаем, что и тот и другой - архетипические образы соответствующей национальной культуры. Вероятно, различна и их роль в современной ментальности российского общества. Задание для учащихся: • Пусть каждый из вас попробует самостоятельно провести сравнение двух этих мужских архетипов. • Что вы видите в них общего? • Что в них различно? • Какие качества символизирует тот и другой? • В чем состоит специфическая роль Богатыря и Ковбоя в народном сознании? • Какие народные качества воплощает каждый из них? Варианты ответов на задание «Богатырь и ковбой» 1.«Различие между двумя этими персонажами столь велико, что невольно начинаешь грустить. Различия начинаются с детства. Детские годы богатыря описываются детально и доподлинно. Всегда точно известно, кто его папа, кто любимая лошадка, сколько лет сидел он на печи, какое количество ползучих гадов задушил он в колыбели и как отрывал соперникам руки и ноги в разгар юношеских забав. Ковбой, как правило, существо без детства. Он появляется уже сформировавшимся дядей, пропыленным и молчаливым. Молчаливость - необходимая черта его характера, возникающие рядом с ним второстепенные герои, отягощенные серьезной речевой активностью, как правило, гибнут к середине первой серии. Русский богатырь разговорчив и открыт для общения. Поскольку прошлое его известно, скрывать ему нечего. Ковбой же, как личность с неопределенным прошлым скрывает в своей душе что-то трагическое. Оба они инсургенты. Но если правота богатыря в его мучительной борьбе, как бы неотъемлемая часть его богатырской природы, то ковбой прав далеко не всегда. И если богатырь - борец с идолищами погаными, завоевателями-татарами, то ковбой, по сути, сам завоеватель и сам татарин». 2. «Общее - то, что американский ковбой и русский богатырь - мужчины. Для меня на этом все сходство кончается. Ковбой: загорелый, сильный, с квадратным лицом, может быть, и красивым, полукривыми ногами, в шляпе с веревочкой. Плюс пустые (для меня) глаза и американский оскал. Разве может такое сравниться с русским богатырем - любимым героем каждой маленькой девочки, которой бабушка читает сказки о чудесах русской силушки. Правильные черты лица, густая борода, русые волосы. Но это внешнее. Самое прекрасное - могучий дух, сломить который невозможно. И тот и другой прекрасны, но американский ковбой - знакомый лишь по фильмам, книгам и рекламным плакатам. Потому и воспринимают его как заграничную штучку, внутри которой может оказаться пустота. Русский богатырь - это же часть того лучшего, что есть на Руси. Это святое, с детства любимое и потому ни с чем не сравнимое». 3. «Очень хотелось бы дать речевую характеристику двух героев фольклора, столкнуть в маленьком литературном отрывке величаво-героически-архаичную речь русского Ильи Муромца и лихой, немного циничный сленг американского Джо, но за 30 минут ни русский богатырь не сможет приехать из-за гор, из-за рек, ни американский ковбой не успеет прискакать по выжженной солнцем прерии для этой фантастической встречи, потому что слишком многое разделяет эти два образа. Скорее встретится Илья Муромец или Алеша Попович в ратном бою с каким-нибудь Тугарином Змеевичем, а Джо поскачет в погоню за разукрашенным перьями и красками индейцем Оцеолой. И все же между ними много общего. Во-первых, их храбрость и непобедимость. Ведь ни один народ не смирится с тем, что его национальный герой может быть трусливым. И любой народ должен иметь предмет гордости. А гордость эта воспитывается только сознанием своей непобедимости, а в дальнейшем и непогрешимости. Это вполне естественно для эпоса, для фольклора, для беллетристики, но, к сожалению, очень часто приходит в сферы истории и политики, и от этого, как мне кажется, не свободны ни Россия, ни Америка. И все же народные герои должны оставаться героями - умными и смелыми, добрыми и сильными, и пусть один из них в кольчуге, а другой в джинсах и шляпе, один стреляет из лука, а у другого на боку болтается пара пистолетов, и пусть говорят они по-разному, мы все же их любим». Задание-исследование «Образ силы» Образ силы - один из самых важных базовых концептов в любой культуре. Силачи, великаны и богатыри в русском фольклоре - в былинах, сказках, исторических песнях. В русской словесности сила никогда не бывает проявлением жестокости, захватничества, а только справедливости. Русский богатырь-воин защищает слабого или отстаивает свою землю перед завоевателями или невзгодами. Задание для учащихся: • Богатыри Горыня, Усыня, великан Святогор. • Сила и милосердие. • Сила и шутка, чувство юмора. • Образы защитни¬ков Отечества. • Богатырская тема в классической литературе. • Образ силы и слабости в баснях Крылова. • Разработка образа силы в теме Отечественной войны 1812 года (В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов», М.Ю.Лермонтов «Бородино»). • Сила как терпение, как способность к труду и альтруистическому напряжению сил. • Связь идеи силы и идей чести, благородства, альтруизма в русской словесности. • Проблема истинной и ложной силы. • Кто оказался сильным в «Евгении Онегине»? А в «Герое нашего времени»? Сильный или слабый человек Печорин? • «Цыгане», «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, прорисовка образа сверхчеловека и его губительного воздействия на жизнь. • Образ сильной личности как проблема русского сознания. • Является ли сильной личностью русский нигилист Базаров? • Образ силы - один из лейтмотивов «Войны и мира». • Является ли Наполеон сильным в русском понимании? • Силен ли император Александр? • Сила и терпение - что становится решающим в характере и миссии Кутузова? • Кутузов и русские богатыри. Черты сходства и различия. • Отличие сверхчеловека от народного героя. • Кто и как может стать истинным народным героем? • Непременное слагаемое в русском образе силы - великодушие. • Анонимность героя, его земной, обыденный облик. • Герой не может красоваться. • Актерство, позерство - признаки лжегероя. • Лжегерои в русских сказках и в изображении Л.Н.Толстого. • Что еще отличает героя от лжегероя? • Князь Андрей - сильный или слабый? • Черты русского богатырства в образе Пьера Безухова. • Как трактуется в романе недюжинная физическая сила Пьера? • Фольклорные элементы в изображении Пьера. • Можно ли сказать, что Пьер - богатырь XIX века? • Пьер и Кутузов - черты сходства и различия. • Пьер и Наполеон - сходство и различие. • Народный взгляд на силу и слабость в романе. • Образ силы и демонизма в русской литературе. • «Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова: в чем сила и в чем уязвимость демонического героя? • Тема демонизма в творчестве Ф.М.Достоевского. • Есть ли в романе «Преступление и наказание» образ силы? Кто из героев по-настоящему сильная личность? • Образ силы в литературе «Серебряного века». • Кто несет в себе идею силы в творчестве Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой, О. Мандельштама, С. Есенина? • Образ силы в поэзии Н.Гумилева. • Где и как ищут образ силы авторы начала XX века? • Связь образа силы и идеи рыцарства в русской литературе. • Соотношение образов рыцарства и богатырства. • Образ силы в понимании В.Маяковского. • Как соотносятся образ Поэта и образ силы в русской словесности? • Русская духовная пара - певец и воин. Почему со времен «Слова о полку Игореве» они стоят рядом? 5.Образ духовности Творческое задание «Что такое духовность?» Масштаб человеческой души сегодня часто выражают понятием «духовность». Духовный человек противостоит человеку бытовому, прагматичному. Он не корыстен, не мелочен, не эгоистичен, не злопамятен, не жаден. Он живет широко и осмысленно. Живет для многих других и следует целям более высоким, чем личное преуспевание, успех, деньги, удовольствия или какие-нибудь модные «игрушки» и престижные «фенечки». Моральные качества духовного человека можно выразить такими словами, как благородство и великодушие. Каждый человек проходит свой путь, чтобы обрести духовное начало, стать одухотворенным. Задание для учащихся: • Что такое человеческая духовность? • В чем она выражается? • Как формируется? • Как проявляет себя сегодня? • Видели ли вы по-настоящему духовного человека? • Кто он, каков он? • Напишите свою версию ответа на вопрос: «Что такое духовность?» Примеры творческих работ по теме «Что такое духовность?» 1.«Духовность - это прорыв. Когда человек загоняет себя в метаниях и когда страдание делается невыносимым, когда человек топит свое неразрешимое страдание в бессмысленном нагромождении действий - и вдруг наступает просветление, прорыв туда, где все это не имеет смысла. Духовность - это соприкосновение с тем, что выражает наиболее глубокое в тебе самом. Духовность - это умение отказаться от всего внешнего ради какой-то непонятной цели - далекой и недостижимой. Духовность - это когда твой внутренний мир становится настолько огромным, что организует все пространство вокруг тебя. Или же когда рядом человек, организующий пространство своим внутренним миром, который близок тебе, но еще более огромен. И тогда в этом пространстве появляется гармония. И главное, ты чувствуешь не самого себя, а какую-то надличностную силу, которая выводит тебя из твоего житейского облика, из одной жизни в другую. Духовность - это бесконечность. Не начатая и не законченная протяженность во времени, которое вдруг раздвигается до необозримых пределов; связь со всеми временами. Духовность - когда чувствуешь мировую душу». 2. «Понятие «духовность» я связываю с понятием внутренней свободы и естественной человечности. Духовность - это то, что делает человека человеком. Но ведь и человек безнравственный, непорядочный может жить напряженной внутренней жизнью, может ощущать внутреннюю свободу. Однако можно ли его жизнь назвать духовной? Вероятно, нет. А.П.Чехов в рассказе «Дама с собачкой» говорил о том, что люди живут одновременно внешней и внутренней жизнью. Вероятно, эта «вторая», скрытая жизнь и есть жизнь духовная. Я постоянно убеждаюсь, что «духовная жизнь» требует свободного времени. И желание ощутить её, хоть немножко, заставляет меня, дорожа временем, работать уборщицей. Мне безразлично, какое «социальное положение» я занимаю, лишь бы это время и такая возможность у меня были». 3. «Духовный человек - это моя бабушка. Почему? Потому, что она никогда не задумывалась над тем, что такое духовность. И еще потому, что она не прочитала за свою жизнь ни одной книжки, в ликбезе научилась расписываться печатными буквами. Моя бабушка - духовный человек, потому что она работала всю жизнь. Всю свою жизнь верила в Бога и никогда не верила ни в какие чудеса, «ведьм и чертей». Ухожу в сторону от духовности и говорю: «Когда я вижу, читаю про «брейкеров», люберов, различных хиппи, буддистов, йогов российских и прочих опухших от хорошей жратвы и ничегонеделанья снобов, которые кричат, ратуют за какое-то сверхсправедливое общество, я вспоминаю свою бабушку, а вместе с ней тысячи бабушек и дедушек, которые на своем горбу вытащили все, что только было можно и нельзя. И тащат до сих пор, ничего не требуя. А им пока никто не поставил памятник. Да это и невозможно, как невозможен большой, настоящий, правдивый памятник Духовности, духовному, одухотворенному человеку. Человек!!! Это звучит страшно». Задание-исследование «Образ духовности» Духовность в русской культуре - не столько представление о духовном, церковном сане человека, сколько идея высокого уровня личностного развития, душевных качеств и умственной полноты, содержательности. Образ духовности в русской словесности органически связан с идеей одухотворенности, осердеченности, душевной щедрости - и идеей мудрости, любомудрия, книжности и умственной прозорливости. Такие образы мудрецов, мыслителей и златоустов встречаем уже и в ранних фольклорных текстах, и в «Поучениях» и «Словах» древнерусских авторов, в летописях и наставлениях. Русской культуре присущ культ ума и размышления. Мудрец - заветный герой Даниила Заточника, Владимира Мономаха. Образ мудреца-советчика - ключевой в русских сказках. Имя одного из любимых русских героев - Мозголов. Для нас характерны культ книги и книжности, текста, «умного слова». Любомудрие - черта народного сознания. Задание для учащихся: • Образ мудреца - уравновешенной мыслящей личности в баснях Крылова. • Тема мудрости в поэзии Г.Р.Державина и В.А.Жуковского. • Идеал мудрости, жизненной гармонии и равновесия в творчестве А.С.Пушкина («для жизни ты живешь»), («свобода от царя, свобода от народа»). • Идея свободного бытия одинокого интеллектуала в поэзии К.Батюшкова. • Самодостаточный мыслитель в творчестве Баратынского. • Проблема духовности и душевности в русской литературе «Золотого века». • Духовен ли Демон Лермонтова? • Интеллектуализм и духовность в проблематике «Героя нашего времени» и «Евгения Онегина». • Душевность - героиня «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. • Образ истинно духовного человека в «Евгении Онегине»: кто он? Евгений? Ленский? Татьяна? • Как становятся духовной личностью? • Жизненный и духовный опыт человека. Другой аспект духовности - образ Пророка. «Пророк» Пушкина - синтез западноевропейской, русской и восточно-мусульманской традиций. Пророк - человек не столько высшего знания, сколько обостренного зрения и раненой совести. Миссия пророка - «жечь», причем жечь - сердца. Русский пророк не столько интеллектуал, сколько носитель сердечной боли. Задание для учащихся: • Пророк - совесть человечества. • Связь идей: мудрость - душевность - интеллект - совесть - служение. Трагедия жизни пророка в понимании М.Ю.Лермонтова. • Пророк и интеллектуальный отшельник. • Соотношение пророческого и демонического. • Трагедия духовной личности. • Кто истинно духовный человек в «Герое нашего времени»: Печорин или Максим Максимович? А может быть, Бэла или Вера? • Грушницкий - духовный человек и пародийная личность? • Претендует ли Грушницкий на духовность? • Встречаем ли мы духовного героя в «Горе от ума»? • Споры о личности Чацкого. • Чацкий - пророк или пародия? • Есть ли духовные персонажи в творчестве Н.В.Гоголя? • Черты духовности в прозе И.С.Тургенева. • Где, в чем и у кого находит Тургенев дар духовности? • Проблема духовности и сердечности у Л.Н.Толстого. • Главный объект изображения - духовная история персонажей, путь их духовного становления. • Этапы духовного движения Ростовых. • Наташа - путь от стихийной просветленности, кипучей эмоциональности к более глубокому, сердечному и нравственному пониманию мира. • Путь Андрея Болконского - преодоление социальных установок, самолюбия и себялюбия в движении к пониманию мира народа. • Пьер - путь от стихии, бунтарства, гусарства, бонвиванства к мистике масонства, к масштабу народного мироощущения. • Образ мудреца и пророка в понимании Толстого. • Является ли мудрецом и пророком Платон Каратаев? Какие черты духовной личности мы в нем видим? • Связь идеи мудрости с идеей терпения в понимании Толстого. • Какие черты «народного интеллектуализма» мы видим в Кутузове, является ли Кутузов духовной личностью? Есть ли в нем данные духовного лидера? • Можно ли считать духовной личностью и пророком Наполеона? • Этапы становления героев Толстого и этапы формирования русской интеллигенции. • Что такое интеллигенция, кого можно считать интеллигентным человеком? • Образ духовности в творчестве Ф.М.Достоевского. • Духовен ли Раскольников? • Какие вехи на пути к истинной духовности видит Достоевский? • Интеллектуализм в понимании Достоевского ведет к духовности или уводит от неё? Что он считает важнейшим компонентом в формировании истинной духовности? • Образ духовности в русской медитативной лирике XIX века. • Духовная жизнь личности - главный объект изображения у Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. • Проблема духовности и интеллигентности в творчестве А.П.Чехова. • Кого Чехов считает интеллигентным человеком? Каковы, по его мнению, принципы интеллигентности? • Чего не может допустить истинный интеллигент? • Духовность и хамство в понимании авторов «Серебряного века». • Проблема духовности и хамства в творчестве И.Бунина. • Образ пророка и интеллектуала в творчестве поэтов XX века. • Образ духовности у Н.Гумилева, М.Цветаевой, А.Ахматовой, А.Белого, А.Блока. Итогом изучения курса «Образ России в русской словесности» может стать написание самостоятельной работы. Работа пишется в классе в свободной форме, но в ней должны быть ответы на некоторые общие для всех вопросы: • Что новое и наиболее важное для себя вы узнали в этом курсе? • С чем вы полностью согласны, с чем вам хотелось бы поспорить? • Изменилось ли ваше отношение к России, в какую сторону?