Описание:Курс «Практическая методика литературного образования» является базовым предметом в профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования, обучающегося по специальности «Русский язык и литература».
В основе данной программы положен деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Большинство программ по литературе для 5 – 9 классов для школ с разным уровнем обучения имеют концентрическую структуру. Академик В.В. Давыдов, рассматривая теорию развивающего обучения, анализирует понятия деятельности, личности, типов мышления человека и его развития [Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996]. Опираясь на выделенные Л.С. Выготским тенденции психического развития, можно сделать вывод о том, что каждый возраст является уникальным и неповторимым [Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, 2008]. В 5 – 8 классах важно продолжать литературное развитие учащихся на ином содержательном уровне. Необходимо помочь ученику обрести художественное видение мира, способность воспринимать литературное произведение не изолированно, а в контексте творчества писателя, в литературном процессе в целом. Чтение и изучение художественных произведений в 5 – 8 классах способствует развитию творческого потенциала личности, совершенствованию речевой деятельности. Задача литературного образования в 5 – 8 классах – формировать вдумчивого, «талантливого читателя». С.Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» [Маршак С.Я. Воспитание словом. – М., 1961].
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: общеучебных (ориентация в научной и методической литературе, работа с различными информационными источниками: мультимедийными и Интернет-ресурсами; совершенствование педагогических навыков), профессиональных компетенций (на уровне учебно-методических компетенций).