Описание:Курс по выбору для магистратуры кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного.
Цель дисциплины – познакомить слушателей с научными и методическими подходами, которые использует современная лингвистика для изучения освоения словаря (vocabulary acquisition) родного и изучаемого языка детьми и взрослыми, а также с некоторыми инструментами воздействия на этот процесс в обучении и других сферах деятельности, где требуется организация знаний.
Задачи дисциплины:
1) представить в систематическом виде различные аспекты освоения словаря (формирования индивидуального лексикона) детьми и взрослыми в родном и неродном языке;
2) сформировать у слушателей представления об освоении словаря как лингвистической и когнитивной деятельности человека, обусловленной рядом объективных и субъективных факторов, и о возможности управлять этими факторами для оптимизации результатов освоения словаря;
3) познакомить слушателей с особенностями освоения словаря в разных ситуациях (в родном и иностранном языке, в специальных областях, в ситуациях целенаправленного и нецеленаправленного освоения), в том числе в ситуации билингвизма и при речевых и когнитивных нарушениях;
4) познакомить слушателей с основными современными концепциями освоения словаря, их экспериментальной базой и прикладной реализацией, с работами крупнейших мировых специалистов в этой области (П. Нейшен, П. Меара и др.).