Описание:Методология научного исследования. Основные современные концептуальные представления о мире и человеке и роли науки в жизни общества. Исследование как свойство живого. Место исследования и познания в структуре ценностей человека. Понятие науки. Теории происхождения науки периодизации её развития. Соотношение логического и исторического подходов, науки и всенаучного знания. Сциентизм и антисциентизм. Научное мировоззрение. Знания и технологические возможности доцивилизационного периода развития человечества. Миф в древних и современных культурах. Знание о мире и человеке, уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях. Научная и техническая культура античности. Сократ. Платон. Аристотель. Основы риторики. История возникновения ораторского искусства. Зарождение учения об ораторском искусстве в Древней Греции. Софисты старшего поколения, релятивизм их воззрений на право, мораль, религию. Младшие софисты; их роль в разработке логических приемов. Достижения стоической школы в области риторики и грамматики. Русская риторическая школа. Виды речей. Расположение речи. Запоминание речи. Как готовиться к докладам. Как бороться с волнением перед выступлением. Понятие послания в выступлении. Правила ответа на вопросы. Беседа, дискуссия. Правила аргументации и контраргументации. Развитие науки в период средневековья. Понятие и периодизация средневековья в европейской культуре. Алхимия как источник и как граница рационального знания: феномен средневековой культуры. Возобновление интереса к рациональному знанию в Европе в ХI - ХII вв. Возникновение университетов и научных школ. Программа университетов, их цели и специфика учебного процесса. Роль университетов в современном мире. Наука как социальный институт. Номинализм и реализм. Европейское Возрождение: становление новой картины мира. Научная революция ХVII века: истоки, этапы, структура, герои, результаты. Принципы классификации. Механическая картина мира и классическая наука, промышленная революция. История развития естественнонаучного знания в России в XIX века, история биологии в России в XX веке. Понятие научной школы. Выдающиеся русские ученые и их вклад в развитие современных научных школ. Письменные тексты в естественных науках. Свойства письменного языка и текстов. Виды письменных научных текстов. Тексты для работы в лаборатории (протоколы, лабораторный журнал, отчет по экспериментальной работе). Квалификационные работы – реферат, курсовые, дипломные. Этапы работы над рефератом. Поиск информации по теме. Изучение информации по теме. Формы фиксации изученной информации. Виды обобщения информации. Правила оформления письменных текстов. Понятийный аппарат научного исследования (актуальность темы, цель исследования, проблема и гипотеза, объект и предмет исследования, задачи исследования, описание методики, результатов, обсуждения, выводов, научная новизна и практическая значимость). Правила написания научной статьи. История появления и развития формы «статья», язык статьи, этапы работы над статьей. Правила цитирования в естественных науках. Навыки написания рецензии на курсовую работу. Особенности современного этапа развития биологии. Возникновение геномики, протеомики и метаболомики. Роль науки в информационном обществе. Развитие научного мышления и его роль для формирования человека. Нравственные проблемы науки и общества в современном мире. Роль ученых в решении проблем современного общества.