Описание:1. Цель курса:
- с/к расширяет и углубляет знания студентов в области психофизики восприятия. В связи с тем, что базовый курс «Ощущение и восприятие» ориентирован, в основном, на рассмотрение феноменов перцептивного уровня, такому разделу как психофизика уделяется немного времени. В курсе предполагается разбор классических и современных психофизических методов, а также обсуждение гипотетических моделей сенсорных систем, предложенных на основе используемых методов. Предлагаемый в спецкурсе материал расширит знания студентов в области психофизики, а также позволит ознакомиться с проблемами, стоящими перед исследователями в области изучения сенсорных систем. Следует также отметить, что практические навыки студентов по работе с конкретным материалом c|курса помогут расширить знания студентов, полученные на с/практикуме по восприятию.
2. Задачи:
- Рассмотрение задач психофизики и выяснение ее роли в структуре восприятия
- Разбор классической психофизики Фехнера и Стивенса. Гипотезы и методы исследования
- рассмотрение теории обнаружения сигнала. Концепция непрерывной шкалы ощущений
- изучение понятия «психофизический оператор». Функция контрастной чувствительности.
- анализ явлений, исследованных в рамках современной психофизики: инерция зрения, адаптация, пространственная передаточная функция зрительной системы.
- рассмотрение перцептивной психофизики Дж. Гибсона. Концепции и экспериментальные результаты
- рассмотрение понятия перцептивно- перцептивного взаимодействия в зрении. Перцептивные уравнения.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
С/к по выбору для специализации «Психофизиология»
.
4. Требования к уровню освоения содержания курса: знания о классических законах и методах психофизики, представления о современных направлениях в психофизических исследованиях, знания о явлениях, исследованных в рамках современной психофизики.
-
II. Содержание курса:
1. Темы и краткое содержание:
Тема 1. Классическая психофизика ощущений.
а. Психофизика Г. Фехнера.
Понятие порога. Абсолютные разностные и дифференциальные пороги. Закон Вебера-Фехнера.
Концепция дискретного характера шкалы ощущений. Операциональное определение порога. Методы измерения порогов (методы границ, установки и постоянных раздражителей). Косвенные методы построения сенсорной шкалы.
б. Психофизика С. Стивенса.
Критика постулатов Фехнера. Закон Стивенса.
- Прямые методы измерения ощущений (методы оценки величины, установления величины, оценки отношений, установления отношений). Метод кроссмодальных сравнений. Прямые методы построения сенсорной шкалы.
Тема 2. Теория обнаружения сигналов.
Концепция непрерывного характера шкалы ощущений. Основные положения ТОС: сигнал, шум, вероятность обнаружения сигнала, критерий наблюдателя, платежная матрица. Рабочая характеристика приемника. Анализ РХП как метод исследования сенсорного перцептивного звена. Метод “да-нет”.
Тема 3. Современная психофизика зрительной сенсорной функции.
Понятие психофизического оператора. Анализ явлений, указывающих на необходимость введения этого понятия (одновременный и последовательный контраст, полосы Маха).
Линейный оператор. Теорема Фурье. Передаточная функция оператора. Экспериментальные методы идентификации передаточной функции зрительной системы человека. Синус-решетка, ее контраст, пространственная и временная частота. Изоконтрастные кривые. Функция контрастной чувствительности к синус-решеткам.
Тема 4. Явления, исследованные в рамках современной психофизики:
1. Инерция зрения.
а. Восприятие мельканий. Слияние мельканий, критическая частота слияния мельканий. Кривые Де Ланге.
б. Маскировка. Виды маскировки. Кривая Крауфорда.
Метаконтраст и параконтраст. Кривые Колерса-Канемана.
в. Временная суммация. Подпороговая и надпороговая суммация. Критический интервал суммации. Закон Блоха. Явление Брока-Сульцера.
г. Послеэффекты.
2. Просранственная передаточная функция зрительной системы человека.
а. Функция контрастной чувствительности. Острота
зрения.
б. Пространственная суммация. Критическая область пространственной суммации. Закон Рикко.
3. Адаптация.
Явление адаптации в различных модальностях. Изменение абсолютной и дифференциальной чувствительности, изменение формы функции контрастной чувствительности при изменении адаптации. Восстановление после адаптации.
Тема 5. Перцептивная психофизика Дж. Гибсона.
Пересмотр понятия стимула. Стимул-энергия и стимул-информация. Решение традиционных проблем восприятия в рамках психофизической концепции: константность размера, стабильность видимого мира и др.
Перцептивная психофизика как теория восприятия. Методическая схема ее проверки в работах Дж. Гибсона. Анализ экспериментальных данных.
Тема 6. Когнитивно-ориентированное направление исследования восприятия.
Понятие перцептивно- перцептивного взаимодействия. Инвариантные соотношения в зрении и перцептивные уравнения. Невозможность решения проблемы построения перцептивного образа в психофизических терминах. Перцептивная гипотеза как фактор, определяющий параметры перцептивного уравнения.