Описание: При обращении к мифу и мифопоэтическому было замечено, что при его анализе возникает множество разночтений и даже противоречий в его трактовке, что оказывается связано не только с многомерностью самого феномена мифа, но и с тем, что при обращении к различным культурам и различным типам мировосприятия, мы можем обнаружить также и различные формы мифа и мифопоэтического.
Говоря точнее, при анализе культур с явным или неявным доминированием мифопоэтического или аналитического типа мировосприятия выявляется (в различном соотношении) как минимум три формы бытия мифа и мифопоэтического типа мировосприятия в культуре:
1- собственно миф в его традиционном и "диком" виде, как он существует в первобытных обществах при явном доминировании мифопоэтического типа мировосприятия и как он продолжает существовать при общей культурно-антропологической тенденции вытеснения мифопоэтического типа мировосприятия аналитическим в фольклорных формах (волшебных сказках и былинах);
2- инобытие мифа в художественной литературе (которая, сама по себе образуется при вытеснении мифопоэтического типа мировосприятия аналитическим) и визуальных типах искусства;
3- мерцание мифа или же так называемый «квази-миф», как он присутствует в массовом сознании при доминировании аналитического типа мировосприятия (в том числе в политических и современных «социальных» мифах и различных проявлениях "архетипического").
Рассмотрению и выявлению специфики первой из них фактически был посвящён прочитанный мной спецкурс «Мифопоэтика как феномен культуры и тип мировосприятия». Большинство вопросов, затронутых в этом курсе, также нашли своё отражение в монографиях Козолупенко Д.М. Миф: на гранях культуры; Козолупенко Д.М. Мифопоэтическое мировосприятие; и ряде статей в журналах «Мир психологии», «Вопросы культурологи», «Философия и культура» и др.
Курс «Инобытие мифа в культуре», являясь своеобразным продолжением первого курса, сосредоточен вокруг круга вопросов, связанны с исследованием специфики и проявления 2-ой и 3-ей форм бытия мифа и мифопоэтического и, свою очередь, рассматривает особенности и варианты проявления мифопоэтического в доминантно-аналитическом типе мировосприятия.
Тематическое строение курса:
Часть 1. Аналитическое и мифопоэтическое: (не)-возможности совмещения
Тема 1. Формы бытия мифа и мифопоэтического в культуре и различных типах мировосприятия.
Тема 2. Мифологическое как объективно присутствующее в нашем сознании. О неотъемлемости двух типов мировосприятия для человеческого сознания и их взаимной дополнительности.
Тема 3. Миф как (не)-записанное бытие. Письмо и мифопоэтика. Принцип произвольности знака и «прозрачная субстанция выражения». О моментах в двух типах мировосприятия, позволяющих говорить об их взаимной исключительности.
Тема 4. Миф и повседневное сознание. О «неизбежности» мифа и принципах иерархической, скрытой или попеременной значимости двух типов мировосприятия для человека.
Часть 2. Миф и его инобытие.
Тема 5. Миф и поэтическое: инобытие или собственное бытие мифопоэтики в поэзии. Закономерности творческой фантазии и миф. Миф как единство слова и зрелища.
Тема 6. Миф как слово устное и письменное. Инобытие мифа в художественной литературе.
Тема 7. Миф как изображение. Искусство и миф.
Тема 8. Миф и его воплощение. Мифопоэтика скульптуры и архитектуры.
Тема 9. Миф и современость: когда мышление становится клиповым.
Часть 3. Миф и мифопоэтическое в аналитическом типе мировосприятия
Тема 10. Со-бытие и пре-хождение мифопоэтического: миф в психологии детства.
Тема 11. Миф и идеология. Социальные и политические «квази-мифы».
Тема 12. Миф и знание. Мерцание мифа в науке.
Тема 13. Философия как прохождение через череду мифов. «Базисная интуиция» и миф