Описание:Курс рассчитан на студентов философского факультета, специализирующихся по философской антропологии и представляет собой своеобразное продолжение курса «Фундаментальная онтология М.Хайдеггера и её антропологические перспективы», представлявшего собой параллельное прочтение двух основополагающих для данной специализации текстов: «Критика чистого разума» И.Канта и «Кант и проблема метафизики» М.Хайдеггера, из которых первый центрируется парадигмой «коперниканского переворота» в познании, фактически подрывающего устои традиционной онтологии и делающей проблематичной онтологию как таковую либо как минимум ставящей её в зависимость от антропологии, тогда как текст «тайного короля философии ХХ века», совершившего фундаментальный онтологический переворот, ставит своей задачей истолкование кантовской Критики чистого разума как обоснования метафизики и попытку создания на её основе фундаментальной онтологии.
В предлагаемом курсе в качестве основных рассматриваются следующие темы:
- построение новой онто-антропологии. (Бытие человека как сущего и «истинное бытие». Различение бытия и сущего и природа человека. Эк-зистирование и трансценденция. Различие между эк-зистенцией и existentia: Хайдеггер против Сартра. Эк-статическое существо эк-зистенции и осмысление существа человека. «Выдвинутость в Ничто» как трансценденция и человек как «заместитель Ничто». Понятия «просвета», «горизоната», «открытости» и «проекта» в аналитике человеческого бытия. «Быть внутри этого вовне» как основная антропологическая установка М.Хайдеггера).
- бытие-в-мире как событие. (Бытие-в-мире как событие и бытие самости. О получении «естественного понятия мира». «Бытие-в» и «мирность мира». Субъект и самость. «Самозадание» - очевидность или соблазн экзистенциальной аналитики? Почему субстанция человека не есть дух? Способ человеческого бытия: соприсутствие и совместность. «Люди»).
- присутствие. («Вот-бытие» и иные трактовки и характеристики Dasein. Присутствие как саморазомкнутость. Два равноисходных конститутивных способа быть своим «вот». Присутствие как расположение. Почему «быть» является глаголом диспозиции? Присутствие как понимание. «Просвет присутствия». Страх, ужас, экзистенция и набросок. Присутствие и речь. Самовыговаривание. Повседневное бытие «вот» и падение присутствия в «люди» как бегство от самого себя. Потерянность.)
- онтология самости. (Почему «сам» не есть отношение некоторого Я к себе самому. Можно ли рассматривать экзистирование как «присваивание себя»? Различие между самостью и тождественностью. Сам как структура «с-». Как самость может фигурировать среди экзистенциалов. Забота и самость.)
- три измерения инаковости. (Странность человеческой конечности и первичная инаковость. «Я сам как другой». Тема воплощения в трактовке парадокса инаковости у М.Хайдеггера и П.Рикёра и неподлинные формы заботы. Инаковость другого в свете новой диалектики Тождественного и Иного. Чуже-странность. Почему «аттестацию подлинной возможности быть даёт совесть»? Совесть как возможность возврата присутствия из потерянности в людях и совесть как голос другого. О чём говорят безличные местоимения в отрывках о зове и совести? Связь между аттестацией и решимостью. Совесть и долг. Внутренняя генетическая инаковость: Другой как я сам. Самопредшествование наказа.)
- «обложенность бытием» и проблема онтической связи с конкретной человеческой реальностью. (Антропологиеские следствия установки на эк-статическое эк-зистирование: свойство само-стоятельности и положение о «нахождении себя в бытии». Критическое рассмотрение антропологии Хайдеггера в философии Ж.-П.Сартра. Учёл ли Хайдеггер философские неудачи Гуссерля и Гегеля? Почему моё бытие с Другим не является бытием познания с познанием? Почему при трактовке Mitsein как сущностной характеристики бытия человеческой реальности проблема Другого является ложной? Понятие экс-центрического предела. Что не позволяет объяснить аналитика Mitsein? Хайдеггеровская трансцендентность как понятие самообмана.)
- может ли философская антропология считаться принципом метафизики. (Почему фундаментальная онтология не имеет дела с человеком? Критика онтико-антропологической позиции М.Хайдеггера в философии М.Бубера. Правомерно ли с антропологической точки зрения выделять «наличное бытие» из действительной человеческой жизни? Антроплогические предпосылки и следствия форм виновности и совести. Наличное и иное: кто окликает меня в зове? Отношение человеческого наличного бытия к собственно бытию: одиночество как проблема и спасение. Монологичность «наличного бытия» и закрытость открытости. Иллюзорность совместности. Является ли самость Хайдеггера "замкнутой системой"? Антропологические следствия проблематики «некто»).
- экс-центричность против эк-статичности. (Является ли философски вопрошающий человек экзистенциально наиболее близким себе самому? Критика Х.Плеснером положения М.Хайдеггера о том, что изучению внечеловеческого бытия должна предшествовать экзистенциальная аналитика человека. В чём понятие экс-центричности противоречит понятию эк-статичности? Отвлечение от физических условий «экзистенции» и направление вовнутрь в философии Хайдеггера. Отношение к телесности в философской антропологии М.Шелера и Х.Плеснера и фундаментальной онтологии М.Хайдеггера. Почему нет пути от Хайдеггера к философской антропологии?)