Описание:Курс «Планетарная биология с основами эволюции организмов» посвящен эволюции живых организмов в биосфере и её коэволюции вместе с ними. Фактически, он объединяет в себе такие области знаний как геология, строение и эволюция солнечной системы и Земли, происхождение жизни, основы эволюции живых организмов и эволюцию человека.
Даже в современных школьных учебниках отсутствует акцент на тот факт, что эволюция живых организмов напрямую связана с эволюцией экосистем, планеты Земля и Солнечной системы в целом. Курс «Планетарная биология» во всех своих разделах акцентирован на этой связи, и мы используем современную научную, учебную и популярную литературу, посвященную этим вопросам (Еськов, 2010; Futuyma, 2017). Взаимосвязь между эволюцией биосферы и организмов двусторонняя, так как организмы несколько раз осуществляли глобальные экологические и биосферные перевороты (появление кислорода и его накопление 2.5. млрд. лет назад, изменение концентрации углекислого газа в карбоне и т.д.), а изменение уровня океана, движение материков и распределения воздушных и водных масс определяло климат и биогеографическое распределение живых организмов.
Вопрос абиогенного происхождения жизни остается одним из наиболее интригующих в биологии. Несмотря на значительные успехи в моделировании условий происхождения жизни и постоянно появляющихся работ и сводок (Никитин, 2016) в которых подробно описываются современные подходы к решению этой задачи, школьные учебники остаются на уровне идей 60-х годов и не раскрывают этой темы. Так, в последней редакции учебника для углубленного изучения биологии под редакцией Г.М. Дымшица, параграф 77, в котором рассматриваются теории происхождения биологических молекул, заканчивается опытами 50-60 годов, в которых показана возможность преобразования абиогенных элементов в биологические молекулы, однако из учебника совершенно не ясно, каким образом и в каких условиях это могло происходить, хотя эти вопросы получили практическое и теоретическое развитие (Mulkidjanian et al., 2012; Ricardo, Szostack, 2009) В курсе «Планетарная биология с основами эволюции живых организмов» мы рассматриваем вопросы родства различных примитивных организмов между собой (вирусы, бактерии и т.д.), и возможности их происхождения от примитивных проклеток, возникших, в свою очередь, из первичных биологических молекул (РНК и липидов).
Принято считать, что человеческое влияние на окружающую среду ограничивается последними сотнями лет. Однако последние исследования наглядно демонстрируют, что человек как фактор среды, оказывал значительное влияние на экосистемы прошлых времен с того самого времени, когда еще даже не стал собственно человеком, т.е. речь идет о сотнях тысячах и даже о миллионах лет (Smith et al., 2015; Даймонд, 1997). Наши далекие предки способствовали истреблению мегафауны и успешно конкурировали с крупными хищниками; приняли участие в создании новых ландшафтов (саванны и т.д.); древние люди, благодаря постоянно вырубке лесов и поджогу обширных территорий создавали мозаичность среды, что, как известно, обеспечивает биоразнообразие.
Поскольку области биологического знания, входящие в состав учебного курса, активно развиваются, то мы постоянно отслеживаем новые публикации и используем интернет ресурсы, в которых происходит постоянное тематическое обновление современных достижений (antropogenez.ru; elementy.ru; postnauka.ru). Мы так же рекомендуем эти и другие ресурсы ученикам для самостоятельного ознакомления.
Таким образом, курс «Планетарная биология с основами эволюции организмов» дает представление о классических эволюционных представлениях, однако, одновременно с этим, позволяет познакомиться с современными научными достижениями и методами работы в области исследований эволюции живых организмов.