Описание:1. Цели освоения дисциплины
Цель курса «Основы риторики» обучение филолога истории, теории и методологии общей риторики, необходимое для формирования профессиональной компетенции в области создания и анализа произведений устной и письменной публичной речи в рамках общественно-публицистического функционального стиля современного русского литературного языка.
Задачи освоения дисциплины:
1. Ознакомление студентов с историей, методологией и теорией общей риторики:
с основными этапами формирования дисциплины;
с эволюцией ключевых терминов и понятий со времен античности и до наших дней;
со строением системы родов и видов словесности, культурологической типологии аудиторий публичной речи;
с этическим (этос), логико-семантическим (логос), телеологическим (пафос) аспектами речевой деятельности;
со строением убеждающей аргументации;
с основами композиции устных и письменных произведений риторической прозы;
с принципами формирования стиля риторической прозы.
2. Выработка умения анализировать основные типы произведений риторической прозы, анализировать и оценивать убеждающую аргументацию, разрабатывать замысел аргументативного риторического высказывания (основных видов ораторских речей, публицистических материалов, философских текстов и т.д.).
3. Освоение базовых навыков построения письменных произведений риторической прозы: разработка системы аргументации, расположение материала, выбор уместных стилистических приемов построения текста.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина входит в вариативную часть ООП.
Данный курс является частью магистерской программы «Риторика и спичрайтинг» и соответствует курсу об истории и методологии специализированной области филологии. Он читается одновременно с курсом «Теория словесности». Дисциплина преподается в I и II семестре I курса магистратуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Универсальные компетенции:
а) общенаучные:
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1) (формируется частично);
способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).
б) инструментальные:
владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3) (формируется частично);
в) системные:
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2) (формируется частично);
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3) (формируется частично);
владение навыками участия в работе научных, педагогических, производственных и др. коллективов на основе глубокого понимания коммуникативных процессов (М-СК-4);
умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (М-СК-5).
Профессиональные компетенции
Общепрофессиональные компетенции:
знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);
владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2) (формируется частично);
владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);
владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализаразличных типов текстов (М-ПК-5);
способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);
умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);
умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);
умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);
способность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (М-ПК-10);
владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; учебных занятий и практик по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования, семинаров, дискуссий и конференций; владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам; навыками анализа процесса обучения и умением организовывать процесс обучения филологическим дисциплинам (М-ПК-12) (формируется частично);
владение навыками популяризации филологических знаний и организации профориентационной работы в области филологии (М-ПК-13) (формируется частично);
умение оказывать филологические экспертные и консультационные услуги в различных областях науки и образования, культуры, производства, общественно-политической жизни и государственного управления (М-ПК-14);
способность и готовность к участию в разработке научных, культурных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (М-ПК-15);
владение навыками подготовки научных, научно-популярных, литературно-художественных, публицистических и др. изданий, работы с официальными и историческими документами (М-ПК-16).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь систематическое представление об истории и методологии риторики;
знать историю возникновения, эволюцию и специфику понимания основных риторических терминов и понятий в различных эпохах и контекстах;
иметь систематическое представление о строении публицистических, философских, научных, исторических, богословских произведений, продукции массовой коммуникации;
• уметь анализировать и критически оценивать приемы убеждения и убеждающую аргументацию;
• владеть основными приемами убедительной аргументации;
• владеть нормами стиля публичной речи;
• владеть практическими приемами изобретения, расположения и словесного воплощения материала мысли.