Описание:Преподавание изобразительного искусства в Московском университете имеет свою давнюю традицию и ведет свое начало от художественных классов, созданных в 1757 году. Изящные, или мусические искусства были представлены в Московском университете с самого его основания. На базе художественных классов Московского университета в 1757 году Указом Императрицы Елисаветы Петровны была создана Академия художеств, ставшая впоследствии высшей художественной школой России. Инициатором создания Академии художеств и ее первым президентом стал куратор университета И. И. Шувалов. В 1763 году на торжественном собрании Академии художеств за успехи, достигнутые в области мозаичного искусства, Ломоносов был избран ее почетным членом. В 1764 г. Академия художеств выделяется из ведения Московского университета в самостоятельное учебное заведение.
Известно также, что Гимназия разночинцев при Московском университете назначалась преимущественно для обучения «наукам, принадлежащим к художеству». «Искусства рисования и музыки распределялись каждое на два класса». Специализация в области рисунка и живописи было одним из четырех направлений преподавания, наряду с театральной специализацией, вокальным и инструментальным исполнительством.
Шло время. Развивалось русское искусство, развивалась и русская наука об искусстве. Ее первыми шагами стало, прежде всего, описание произведений искусства, как в учебных, так и в научных целях. И в этом деле выдающуюся роль сыграл Московский университет. В последней трети XIX века на историко-филологическом факультете создается сначала Кабинет, а затем Отделение изящных искусств под руководством профессора И. В. Цветаева. На базе этого кабинета, как известно, был создан в Москве Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Таким образом, за полтора века своей деятельности в области изобразительных искусств Московский университет дал России Академию художеств и Музей изобразительных искусств.
В XX-м веке исследовательская мысль в области искусства усложняется и обращается к поискам закономерностей развития искусства. И в этот период Московский университет во главе научных исследований. Они развиваются в двух направлениях: историографическое изучение и описание произведений изобразительных искусств находит свое воплощение в работах профессора Московского университета В. Н. Лазарева и учеников его школы, а изучение морфологии и общей теории искусства развивается в работах профессоров Московского университета Густава Густавовича Шпета, Александра Георгиевича Габричевского и их коллег, разрабатываются основы музееведения в работах искусствоведа М. И. Фабриканта.
В последней трети XX-го века благодаря работам выдающегося философа, теоретика языка и культуры заслуженного профессора МГУ академика РАО Ю. В. Рождественского наука об искусстве из предмета описательного становится предметом теоретических исследований, поскольку в самом современном обществе ясно ощущается настойчивая потребность, и в научной разработке общей теории искусства, и в развитии менеджмента в сфере культуры и искусства. Что обусловлено как изменившимися социально-экономическими условиями, так и проблемами интеграции.
Сегодня вполне оформилось понимание того, что плодотворное исследование закономерностей развития искусства не может ограничиваться только привычными рамками анализа уже имеющихся предметов искусства. Кроме этого достоин исследования и сам процесс деятельности по их созданию в качестве самостоятельного предмета изучения. Поэтому в отличие от творческих вузов, где преследуется только узко профессиональная цель ремесленной подготовки будущих художников, целью программы мастерской изобразительного искусства факультета искусств МГУ является изучение изобразительной деятельности, как предмета имеющего свою историю и логику развития. В основе подобного подхода находится понимание того, что общим основанием, объединяющим по своему существу все аспекты изобразительной деятельности, является некая идеальная структура, которую правильно будет называть - изобразительный язык восприятия. Мы можем констатировать, что все многочисленные аспекты человеческого восприятия объединяются и могут быть вписаны в рамки единого понятия – визуального или перцептивного языка. Именно изучение такого явления как визуальный язык, изобразительная деятельность как его внешняя фаза становления позволяет определить и познать те правила, которые регулируют процесс порождения изобразительного образа. Так же как и лингвисты, которые выделяют в обычном языке план выражения и план содержания, мы при анализе произведения изобразительного искусства выделяем в нем формальный, вещественный, чувственный план и план предметного содержания. Так же как и в естественном языке, в образе изобразительного искусства план содержания в значительной степени автономен относительно формального плана выражения.
Ясное понимание того, что образ всегда структурирован, что эта структура не сводима к образующим ее чувственным элементам и не выводима из них, что существуют устойчивые закономерности, которым подчиняется структурирование образа, все это является ключом к правильному пониманию роли, которую играют эти структуры в деятельности индивидуального и общественного сознания, служит основой системного подхода к обучению. Признание их идеальной природы, включая тот факт, что эти структуры есть превращенная форма существования общественно-практической деятельности человека, позволяют рассматривать историю изобразительного искусства, как историю становления изобразительного образа, с учетом основополагающей роли в этом процессе антропогенных, социальных, философских и мировоззренческих факторов присущих тому или иному периоду истории общества. Изучение законообразных связей между двумя планами изобразительного языка - продуктивная основа в реализации программы практического курса мастерской – сквозная научная тема всех лет обучения.
Программа подчинена требованиям профессионального практического освоения студентами необходимого арсенала выразительных и изобразительных особенностей материалов, техник и инструментов изобразительного искусства. Она представляет собой глубокий фундаментальный курс, который интегрирует знания многих дисциплин – основ академического рисунка, разных видов живописи, композиции, изучение техник и материалов изобразительного искусства, культурологии, психологии восприятия, основ функционирования и правил работы рынка искусств.
Арсенал практических навыков, спектр рассматриваемых аспектов и уровень приобретаемого мастерства, предусмотренных программой практического курса, позволяет формулировать ее цели, как всестороннее изучение изобразительной деятельности в качестве предмета изучения, имеющего внутренние законы и многовековую историю развития. Изучая технико-технологическую сторону создания предметов изобразительного искусства, студенты как бы осваивают внутреннее пространство художественной деятельности. Это знание раздвигает границы их видения и составляет прочную основу глубоко профессиональных методов исследования, понимания и прогнозирования динамики процессов развития изобразительного искусства.
Предлагаемая ориентация на комплексность и проблемность предлагаемого курса является одной из самых сильных его сторон.
Задачи предлагаемого курса убедительно отвечают в полной мере современным педагогическим тенденциям, когда во главу угла ставится не простое накопление актуальных знаний, а развитие мыслительных процессов, формирование самостоятельности мышления у студентов, ориентация на развитие стратегического умения исследовать и осмысливать процессы, происходящие в области культуры и искусства, на основе понимания их ремесленной, социальной, и психологической природы. В контексте происходящих в стране социальных изменений, все это делает предлагаемую программу в известной мере уникальной, отвечающей тому высокому уровню требований, которые традиционно Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предъявляет к своему уровню преподавания.
Выработка устойчивых представлений о структуре изобразительной деятельности, об основных принципах исторического отбора и использования изобразительных средств и материалов, основных методах академического рисования, способах разрешения проблем формы в ретроспективе исторической традиции, а также в реалиях современной культуры, позволяет студентам, по мере прохождения курса, осознать важность исторического принципа в анализе конкретных явлений в сфере изобразительного искусства, приучает видеть в конкретных артефактах исторические корни. Это важно и это невозможно осуществить без специально сформулированной цели и методики педагогического процесса, которой подчинена работа мастерской.
Важная задача курса - привить студентам понимание и навыки работы с материалами изобразительного искусства на хорошем профессиональном уровне. Изучение академического рисовального и живописного мастерства художника, позволяет студентам в ходе дальнейшей практической работы выделять в художественном произведении необходимые для стилистической экспертизы формальные признаки произведения, профессионально оценивать и обрабатывать ценную эмпирическую информацию, ответственно ее использовать. Тот факт, что в рамках предлагаемого курса решается масштабное, комплексное соединение практических и интеллектуальных задач не может не вызывать позитивной оценки программы.
Умение видеть структуру формальной части произведения изобразительного искусства, вычленять в ней то, что является главным в ходе решения данной, конкретно поставленной творческой задачи, стремление мастерской приблизить студентов к наиболее сложным и проблемным направлениям в деле отбора, оценки и экспертного анализа предметов искусства, безусловно, остро востребовано временем, оправданно и помогает готовить специалистов не для сегодняшнего, а уже для завтрашнего дня.
Повторим - особого внимания заслуживает то, что программа мастерской системно объединяет в себе, как фундаментальный теоретический подход к изучаемому предмету – изобразительной деятельности, так и содержит в себе основы практического, ремесленного знания, что особенно важно, учитывая необходимость сочетания при обучении этих двух компонентов.
Предлагаемая программа удачно включает в себя попытку изучения законообразных связей формальной и содержательной сторон произведения изобразительного искусства, на основе серьезного освоения основ ремесленного мастерства, отдавая работе с натурных постановок существенное место, без которых работа с артефактами становится описательной схоластикой.
При этом программа мастерской не стремится любой ценой адаптировать для студентов предлагаемый курс. Тем самым как бы подчеркивая диалоговый характер предлагаемого знания, что, безусловно, помогает формировать профессиональное мышление у студентов, приучает понимать, что знания не могут доставаться легким путем, а должны извлекаться из материала с помощью серьезной интеллектуальной работы. Это позволяет не только обучать студентов определенному профессиональному уровню художника, системе представлений в области анализа произведений изобразительного искусства, но и формировать мотивацию к обучению, что представляется едва ли не самым важным результатом педагогического процесса.
Предлагаемый курс является прочной основой для дальнейшего развития собственного творческого начала молодого специалиста его профессиональной специализации в области менеджмента и кураторского руководства в проведении художественных проектов. Давая широкий диапазон для выбора индивидуальных путей приложения своего профессионального мастерства и таланта, курс мастерской приучает работать с явлениями искусства как со становящейся реальностью, которая всегда готова к изменениям. Это позволяет рассматривать учебу в мастерской не только как узко профессиональное дополнение к культурологическому взгляду на мир, а как необходимую его составляющую.
Изучение техник, материалов и приемов изобразительной деятельности построено в соответствие с исторической последовательностью их применения, чередования и взаимных переходов. Особенное внимание уделяется тем содержательным аспектам, прошедших эпох, которые инициировали поиски новых формальных возможностей их выражения и тем самым породили новые художественные технологии.
Первые три курса посвящены углубленному изучению классических техник и методов построения предметной формы на изобразительной плоскости, сложившиеся в европейском искусстве к XVI - XVII веку. Параллельно рассматривается развитие философских и идеологических аспектов искусства, которые воздействовали на формообразование в плане совершенствования выразительных средств, в более поздние периоды. Отдельное внимание уделяется тем переходам, которые претерпела традиция классического рисунка в России и зарубежом ко второй половине XIX века. Практически выполняя рисунки с натурных постановок и гипсовых слепков, студенты, решают задачи профессионального анализа и построения предметной формы, в приложении к себе постигают живую традицию изобразительного мастерства. Характер программы предусматривает чередование длительных постановок (12-18 часов), выполняемых карандашом на белом листе, мягкими материалами (сангина, соус, мел) на тонированной бумаге, так и короткие рисунки (1-2 часа) и быстрые наброски (30 секунд) с одетой и обнаженной фигуры человека. Выполнение каждого задания начинается с постановки задач, направленных на выявление и выражение конкретного предметного содержания, которое необходимо увидеть, вычленить из целого спектра возможных содержательных аспектов. Успешное решение каждой учебной задачи требует сознательной обусловленности выбора и характера применения изобразительных средств, в том или ином случае. Все это так же относится к числу учебных задач. Таким образом, студенты в процессе обучения на своем опыте учатся выделять и соотносить между собой два основных аспекта творческой деятельности: изобразительный и выразительный, учатся сознательно подчинять технологию материальной изобразительной деятельности стратегии выражения мыслимого через видимое.
07 2016