Описание:Бакалавры
Программа практических занятий по изобразительному искусству 1-го курса
1 сем. 6 ч. в нед. х 18 нед. = (всего 108 часов) 1 зачет, 1 экзамен
Техники и материалы ИЗО 4 ч. в нед. (Зачет). 72 ч. Рисунок: цвет и форма 2 ч. в нед. (Экзамен) 36 ч.
1. Натурная постановка из геометрических тел (3-5 предметов) стоящих на одной предметной плоскости;
Продолжительность: 16 часов; [8 рисунков по 2 часа различными материалами];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение основных сложившихся в европейском изобразительном искусстве понятий академического рисунка – изобразительная плоскость, картинная плоскость, предметная плоскость; освоение условных средств и приемов выражения пространственных планов постановки на плоскости, знакомство с понятием форма предмета, ее выражение изобразительными средствами;
освоение практических навыков их применения; практическое знакомство с традиционным выбором материалов графического исполнения рукотворных изображений в европейской изобразительной традиции;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения производить графические действия связанные с предметной формой постановки, учитывая характер выбранного формата изобразительной поверхности и особенностей авторской точки наблюдения; использование качественных различий свойств применяемых материалов в целях передачи конструктивно-пространственных особенностей постановки; освоение композиционных особенностей изобразительной поверхности как главного выразительного средства в академической изобразительной традиции;
2. Натурная постановка – незнакомый по прошлому опыту предмет нерегулярно распространенный по предметной плоскости (спутанный моток толстого канатного шнура, арматура);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору [графитный карандаш; мягкие материалы: сангина, соус, пастель, сепия];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выражения пространственности предметного мира понимаемой через предметное движение в глубину по предметной поверхности; освоение плановое членение предметного пространства средствами классического рисунка; освоение понятий: ракурсное и перспективное сокращение при изображении предметной среды, их природы и существенных отличий;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения подчинять изобразительную сторону рисунка осуществлению выразительной цели конкретной постановки; формирование умения использовать свойства плоской поверхности формата лита для цели выражения пространственности предметной среды, как основного аспекта убедительности изобразительного образа для зрителя;
3. Натурная постановка полого геометрического тела (пружина большого размера);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выразительных особенностей изобразительных средств передачи пространственности предметного мира через графическое освоение понятий: внутреннее и внешнее пространство предмета; освоение фундаментального понятия изобразительного языка – форма предмета; уяснение связи обыденных представлений и выразительных графических действий; формирование понятий о связях предметной формы, точки наблюдения и видимой свето-тени;
Результат: освоение навыков графической культуры работы с тоном (штрихование, растушевка), практическое применение линии и пятна как двух основных аспектов изображения, отличие и сходство их роли и значений в визуальном языке;
4. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) стоящие на одной предметной плоскости с драпировками;
Продолжительность: 12 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи водяными красками, смешение цветов, устройство цветовой палитры; графическое освоение понятий: цвет и тон, холодного и теплого в традиционной европейской живописи; освоение передачи формы предметов с учетом цвета;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы положения цвета на изобразительную поверхность; воспитание умения использовать выразительные живописные приемы для передачи планов различной пространственной глубины;
5. Натурная постановка живой обнаженной модели (фигура человека) – короткие рисунки и быстрые наброски;
Продолжительность: 9 сеансов по 4 часа (8 часов в месяц) – 36 часов; материалы исполнения по выбору; короткие рисунки – 10-15 минут; наброски – 3-1,5 мин.;
Материалы: бумага формат А3, тонированная, крафт, ватман; щетинные и мягкие кисти, акварель, тушь, карандаш, перо; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: развитие способности цельного восприятия такого сложного объекта рисования как фигура обнаженного живого человека, освоение изобразительных средств, способов и методов короткого рисунка и наброска; развитие навыков компоновки сложного изобразительного действия на разном формате; тренировка видения пропорциональных отношений на примере человеческого тела, как высшего достижения природы;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять частные наблюдения в общий выразительный знак; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
6. Натурная постановка – аналитический рисунок античной гипсовой головы в ракурсе;
Продолжительность: 10 часов; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман; грфитный карандаш; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: закрепление умения передавать форму предмета и анализировать ее связи с состоянием свето-воздушной среды; формирование умения посредством видимой части предмета передавать зрителю впечатление о целом предмете, включая и его невидимую часть; понимание формы предмета как явления в котором сочетается наблюдение видимого и мыслимого;
Результат: приобретение устойчивых навыков видеть соотношение целого и части в окружающем предметном мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять и подчинять частные наблюдения общему выразительному знаку изображения; воспитание умения быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
7. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) с драпировками при дневном освещении;
Продолжительность: 10 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см., 50х70 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи, умение передавать форму предметов в их пространственном единстве средствами цветовых отношений: теплое – холодное, с минимальным применением тональных отношений: светлое - темное; освоение принципов колористического единства живописного произведения;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы смешения цвета на изобразительной поверхности и на отдельной палитре; воспитание умения использовать выразительные живописные особенности для передачи пространственного и временного единства натурной постановки;Программа практических занятий по изобразительному искусству 1-го курса
2 сем. 8 ч. в нед. х 16 нед. = (всего 128 часов) 1 зачет 2 экзамена
Рисунок: композиция на плоскости 2 ч. в нед. (Экзамен) 32 ч.
Рисунок: натюрморт. 2 ч. в нед. (Зачет) 32 ч.
Рисунок: теория предметной формы. 4 ч. в нед. (Экзамен) 64 ч.
1. Натурная постановка - рисунок черепа человека в трех поворотах;
Продолжительность: 16 часов;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 60х40 см.; графитный карандаш, уголь, сангина (по выбору); рисунок в своей основе выполнятся средствами линейного анализа формы с незначительной тональной проработкой формы;
Цель задания: освоение пространственного устройства формы головы человека; понимание характерной связи формального устройства формы черепа с выполнением его жизненной функции; связь жизненной функции и формы, необходимые основные признаки при рисовании живой головы;
Результат: понимание черепа человека как пространственного объекта на знании которого строится убедительная передача головы живого человека; умение передавать форму черепа средствами рисунка по памяти в любом положении;
2. Натурная постановка – античная гипсовая голова с геометрическими предметами и драпировкой;
Продолжительность: 16 часов;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, сангина (по выбору);
Цель задания: создание убедительного пространственного реалистического изображения предметной постановки в непротиворечивом соединении с плоскостной природой изобразительной поверхности; освоение основных сложившихся в европейском изобразительном искусстве приемов линейного и валёрного рисования передающего состояние свето – воздушного состояния среды;
Результат: освоение неглубокого предметного пространства изобразительными средствами; развитие умения совмещать контруктивно-аналитическое построение пространственной постановки с основанной на нем передачей материальности, веса, пространственного расположения предметов средствами свето-тени;
3. Натурная постановка живой обнаженной модели (фигура человека) – короткие рисунки и быстрые наброски;
Продолжительность: 10 сеансов по 4 часа за семестр – всего: 40 часов; материалы исполнения по выбору; короткие рисунки – 10-15 минут; наброски – 3-1,5 мин.;
Материалы: бумага формат А3, тонированная, крафт, ватман; щетинные и мягкие кисти, акварель, тушь, карандаш, перо; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: развитие способности цельного восприятия такого сложного объекта рисования как фигура обнаженного живого человека, освоение изобразительных средств, способов и методов короткого рисунка и наброска; развитие навыков компоновки сложного изобразительного действия на разном формате; тренировка видения пропорциональных отношений на примере человеческого тела, как высшего достижения природы;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять частные наблюдения в общий выразительный знак; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии; (
4. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) с иллюзорным зеркальным изображением его части;
Продолжительность: 16 часов; 1 длительный рисунок; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага; графитный карандаш, акварель, белила; размер формата 60х60 см., 60х80 см.;
Цель задания: освоение принципов композиции станкового изображения; определение соотношения линейного и тонального решения в выражении пространственного единства предметной среды;
Результат: формирование понятия станкового произведения в традиции европейского изобразительного искусства; сознательное разделение предмета восприятия и его изображения в качестве двух разных физических объектов; усвоение различия между предметом и его образом восприятия;
5. Натурная постановка голова человека с плечевым поясом – короткие рисунки (4 рисунка по 6 часов);
Продолжительность: 24 часа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 60х60см.; щетинные и мягкие кисти, графитный карандаш; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: освоение основных конструктивных особенностей предметного устройства головы человека с плечевым поясом; подготовка к дальнейшей работе с портретными постановками; развитие способности цельного восприятия такого сложного объекта рисования как голова с плечевым поясом живого человека, освоение изобразительных средств, способов и методов реалистического рисунка; развитие навыков компоновки такой постановки в изобразительном формате; изучение пропорций, устройства человеческого тела;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять частные наблюдения в общий выразительный знак; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
6. Натурная постановка – натюрморт с драпировками при дневном освещении;
Продолжительность: 16 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения: холст, масло;
Материалы: холст, масло; размеры формата от 50х60 см. до 60х70 см;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи масляными красками включая композиционное решение, корпусный подмалевок с дальнейшими лессировками и окончательной выборочной корпусной моделировкой;
Результат: получение навыков традиционной живописной культуры распространенной во второй половине XIX века в России; изучение традиционной техники масляной живописи, включая подбор и наложение грунта, нужных реагентов при работе с масляными красками, изучение приемов масляной живописи, последовательности их применения при создании законченного произведения передающего форму, пространственность и вибрации свето – воздушной среды;
Программа практических занятий по изобразительному искусству 2-го курса
3 сем. 8 ч. в нед. х 18 нед. = (всего 144 часов) 1 зачет, 2 экзамена
Рисунок: пространственность и плоскостность 2 ч. в нед. (Экзамен) 36 ч.
Рисунок: форма и цвет. 2 ч. в нед. (Экзамен) 36 ч.
Рисунок: предметная форма в среде. 4 ч. в нед. (Зачет) 72 ч.
1. Натурная постановка – натюрморт с гипсовым орнаментом и драпировками;
Продолжительность: 20 часов; с подготовительными эскизами;
Материалы: холст, масло, мастихин; размер формата 60х80 см.;
Цель задания: освоение основных приемов масляной станковой живописи сложившихся в европейском изобразительном искусстве; изучение традиции применения фактуры при корпусной масляной живописи; изучение роли фактурных элементов в построении композиции произведения масляной живописи; основные приемы и инструменты; освоение практических навыков масляной живописи;
Результат: освоение принципов композиционной выразительности; изменения в понимании композиции изобразительного произведения на разных этапах истории изобразительного искусства; освоение основных приемов композиции и их выразительных особенностей;
2. Натурная постановка – натюрморт со сближенными цветовыми отношениями;
Продолжительность: 20 часов; с подготовительными композиционными вариантами;
Материалы: холст, масло, кисть, мастихин; размер формата 60х80 см.;
Цель задания: получение умения использовать сближенные цветовые отношения; освоение понятий нюанс – контраст; освоение понятия живописного колорита; выразительное освоение планового членения глубины картины, предметного пространства средствами классической живописи;
Результат: умение работать цветом как выразительным средством живописной передачи состояния окружающей среды; использование техники лессировки в сочетании с корпусной фактурной живописью; понимание картины как самостоятельного предмета, информационной формы свойственной визуальному языку; 40
3. Натурная постановка – рисунки стоящей обнаженной фигуры человека с опорой на одну ногу (конрофорст); (3 рисунка)
Продолжительность: 40 часов за весь семестр (4 часа в неделю);
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 60х80 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение пластических особенностей человеческого тела изобразительными средствами рисунка; освоение метода рисования лежащей фигуры человека в ракурсе ниже уровня горизонта; знакомство с характерными средствами и приемами академического рисования фигуры человека в ракурсе и его место в европейской традиции; освоение принципов линейного рисунка как основы традиции аналитического рисования; приобретение умения сохранять константность размеров фигуры несмотря на ракурсное сокращение ее изображения;
Результат: освоение навыков аналитического рисования с натуры - основы умения рисовать по памяти, что является фундаментом успешной самостоятельной творческой работы; углубленное знание пластических особенностей устройства фигуры человека и умение передавать их средствами графического выражения; освоение умения изображать формы человеческого тела их связи, которое занимает в визуальном языке особое место;
4. Предметная постановка в глубоком пространстве на разных уровнях предметной плоскости с драпировками;
Продолжительность: 20 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору, формат холста до 80х100 см.;
Материалы: холст, масло, рельефная паста, кисть, мастихин;
Цель задания: знакомство с понятийным полем изобразительного формата; освоение темы - графическое действие и его значение в контексте понятийного поля изобразительного формата; знакомство с навыками монтажа изобразительной композиции, масштабность изобразительных элементов, ее зависимость от места в изобразительном формате, характер организации их размеров, конфигурации и фактурного решения;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы положения цвета на изобразительную поверхность; воспитание умения использовать выразительные живописные приемы для передачи планов различной пространственной глубины;
5. Быстрые наброски с живой обнаженной модели (фигура человека);
Продолжительность: 16 часов; время создания наброска – 3-1,5 мин.;
Материалы: бумага формат А3, тонированная, крафт, ватман; щетинные и мягкие кисти, акварель, тушь, карандаш, перо; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: развитие способности цельного восприятия фигуры человека и пространственных особенностей ее движения, совершенствование мастерства владения изобразительными средствами; расширение диапазона способов и приемов ведения короткого рисунка и наброска; развитие навыков компоновки сложного графического действия применительно к разным видам форматов; тренировка восприятия на константность видения пропорциональных отношений человеческой фигуры, как универсального по масштабу и пластическому устройству достижения природы;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности отбора изобразительных действий, умения объединять частные наблюдения в общем выразительном графическом знаке; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
осталось-28
6. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) с драпировками при дневном освещении;
Продолжительность: 28 часов, 1 живописная работа, этюды, композиционные эскизы; материалы исполнения и формат по выбору;
Материалы: холст, масло, возможные размеры форматов: 50х70 см., 60х80 см., 80х100 см;
Цель задания: освоение традиционных принципов композиции принятых в европейском изобразительном искусстве; совершенствование умения проводить авторский отбор зрительных признаков в наблюдении натуры при закреплении их в изобразительную форму; совершенствование мастерства передачи пространственного и смыслового единства предметной постановки средствами цветовых отношений, масштабного членения изображения всего изобразительного формата; продолжение совершенствования в освоении принципов колористического единства живописного образа;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы в области создания станкового произведения живописи в его европейской традиции; закрепление знаний о материалах и средствах академической живописи применительно к работе с натурной постановкой; отработка умения использовать выразительные особенности живописи для передачи пространственного, смыслового и временного единства натурной постановки;
Программа практических занятий по изобразительному искусству 2-го курса
4 сем. 8 ч. в нед. х 16 нед. = (всего 128 часов) 1 зачет, 2 экзамена
Рисунок: предметная форма в среде. 4 ч. в нед. (Экзамен) 64 ч.
Рисунок: семиотика рисунка (практика). 2 ч. в нед. (Экзамен) 32 ч.
Рисунок: изображение и текст (практика) 2 ч. в нед. (Зачет) 32 ч.
1. Натурная постановка из геометрических тел (3-5 предметов) стоящих на одной предметной плоскости;
Продолжительность: 16 часов; [8 рисунков по 2 часа различными материалами];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение основных сложившихся в европейском изобразительном искусстве понятий академического рисунка – изобразительная плоскость, картинная плоскость, предметная плоскость; освоение условных средств и приемов выражения пространственных планов постановки на плоскости, знакомство с понятием форма предмета, ее выражение изобразительными средствами;
освоение практических навыков их применения; практическое знакомство с традиционным выбором материалов графического исполнения рукотворных изображений в европейской изобразительной традиции;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения производить графические действия связанные с предметной формой постановки, учитывая характер выбранного формата изобразительной поверхности и особенностей авторской точки наблюдения; использование качественных различий свойств применяемых материалов в целях передачи конструктивно-пространственных особенностей постановки; освоение композиционных особенностей изобразительной поверхности как главного выразительного средства в академической изобразительной традиции;
2. Натурная постановка – незнакомый по прошлому опыту предмет нерегулярно распространенный по предметной плоскости (спутанный моток толстого канатного шнура, арматура);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору [графитный карандаш; мягкие материалы: сангина, соус, пастель, сепия];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выражения пространственности предметного мира понимаемой через предметное движение в глубину по предметной поверхности; освоение плановое членение предметного пространства средствами классического рисунка; освоение понятий: ракурсное и перспективное сокращение при изображении предметной среды, их природы и существенных отличий;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения подчинять изобразительную сторону рисунка осуществлению выразительной цели конкретной постановки; формирование умения использовать свойства плоской поверхности формата лита для цели выражения пространственности предметной среды, как основного аспекта убедительности изобразительного образа для зрителя;
3. Натурная постановка полого геометрического тела (пружина большого размера);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выразительных особенностей изобразительных средств передачи пространственности предметного мира через графическое освоение понятий: внутреннее и внешнее пространство предмета; освоение фундаментального понятия изобразительного языка – форма предмета; уяснение связи обыденных представлений и выразительных графических действий; формирование понятий о связях предметной формы, точки наблюдения и видимой свето-тени;
Результат: освоение навыков графической культуры работы с тоном (штрихование, растушевка), практическое применение линии и пятна как двух основных аспектов изображения, отличие и сходство их роли и значений в визуальном языке;
4. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) стоящие на одной предметной плоскости с драпировками;
Продолжительность: 12 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи водяными красками, смешение цветов, устройство цветовой палитры; графическое освоение понятий: цвет и тон, холодного и теплого в традиционной европейской живописи; освоение передачи формы предметов с учетом цвета;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы положения цвета на изобразительную поверхность; воспитание умения использовать выразительные живописные приемы для передачи планов различной пространственной глубины;
5. Натурная постановка живой обнаженной модели (фигура человека) – короткие рисунки и быстрые наброски;
Продолжительность: 9 сеансов по 4 часа (8 часов в месяц) – 36 часов; материалы исполнения по выбору; короткие рисунки – 10-15 минут; наброски – 3-1,5 мин.;
Материалы: бумага формат А3, тонированная, крафт, ватман; щетинные и мягкие кисти, акварель, тушь, карандаш, перо; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: развитие способности цельного восприятия такого сложного объекта рисования как фигура обнаженного живого человека, освоение изобразительных средств, способов и методов короткого рисунка и наброска; развитие навыков компоновки сложного изобразительного действия на разном формате; тренировка видения пропорциональных отношений на примере человеческого тела, как высшего достижения природы;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять частные наблюдения в общий выразительный знак; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
6. Натурная постановка – аналитический рисунок античной гипсовой головы в ракурсе;
Продолжительность: 10 часов; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман; грфитный карандаш; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: закрепление умения передавать форму предмета и анализировать ее связи с состоянием свето-воздушной среды; формирование умения посредством видимой части предмета передавать зрителю впечатление о целом предмете, включая и его невидимую часть; понимание формы предмета как явления в котором сочетается наблюдение видимого и мыслимого;
Результат: приобретение устойчивых навыков видеть соотношение целого и части в окружающем предметном мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять и подчинять частные наблюдения общему выразительному знаку изображения; воспитание умения быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
7. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) с драпировками при дневном освещении;
Продолжительность: 10 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см., 50х70 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи, умение передавать форму предметов в их пространственном единстве средствами цветовых отношений: теплое – холодное, с минимальным применением тональных отношений: светлое - темное; освоение принципов колористического единства живописного произведения;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы смешения цвета на изобразительной поверхности и на отдельной палитре; воспитание умения использовать выразительные живописные особенности для передачи пространственного и временного единства натурной постановкиПрограмма практических занятий по изобразительному искусству 2-го курса
5 сем. 8 ч. в нед. х 18 нед. = (всего 144 часов) 1 зачет, 2 экзамена
Рисунок: формы человеческого тела 4 ч. в нед. (Зачет) 72 ч.
Рисунок: реализм и абстракция в предметном мире 2 ч. в нед. (Экзамен) 32 ч.
Рисунок: беспредметная композиция 2 ч. в нед. (Экзамен) 32 ч.
1. Натурная постановка из геометрических тел (3-5 предметов) стоящих на одной предметной плоскости;
Продолжительность: 16 часов; [8 рисунков по 2 часа различными материалами];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение основных сложившихся в европейском изобразительном искусстве понятий академического рисунка – изобразительная плоскость, картинная плоскость, предметная плоскость; освоение условных средств и приемов выражения пространственных планов постановки на плоскости, знакомство с понятием форма предмета, ее выражение изобразительными средствами;
освоение практических навыков их применения; практическое знакомство с традиционным выбором материалов графического исполнения рукотворных изображений в европейской изобразительной традиции;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения производить графические действия связанные с предметной формой постановки, учитывая характер выбранного формата изобразительной поверхности и особенностей авторской точки наблюдения; использование качественных различий свойств применяемых материалов в целях передачи конструктивно-пространственных особенностей постановки; освоение композиционных особенностей изобразительной поверхности как главного выразительного средства в академической изобразительной традиции;
2. Натурная постановка – незнакомый по прошлому опыту предмет нерегулярно распространенный по предметной плоскости (спутанный моток толстого канатного шнура, арматура);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору [графитный карандаш; мягкие материалы: сангина, соус, пастель, сепия];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выражения пространственности предметного мира понимаемой через предметное движение в глубину по предметной поверхности; освоение плановое членение предметного пространства средствами классического рисунка; освоение понятий: ракурсное и перспективное сокращение при изображении предметной среды, их природы и существенных отличий;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения подчинять изобразительную сторону рисунка осуществлению выразительной цели конкретной постановки; формирование умения использовать свойства плоской поверхности формата лита для цели выражения пространственности предметной среды, как основного аспекта убедительности изобразительного образа для зрителя;
3. Натурная постановка полого геометрического тела (пружина большого размера);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выразительных особенностей изобразительных средств передачи пространственности предметного мира через графическое освоение понятий: внутреннее и внешнее пространство предмета; освоение фундаментального понятия изобразительного языка – форма предмета; уяснение связи обыденных представлений и выразительных графических действий; формирование понятий о связях предметной формы, точки наблюдения и видимой свето-тени;
Результат: освоение навыков графической культуры работы с тоном (штрихование, растушевка), практическое применение линии и пятна как двух основных аспектов изображения, отличие и сходство их роли и значений в визуальном языке;
4. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) стоящие на одной предметной плоскости с драпировками;
Продолжительность: 12 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи водяными красками, смешение цветов, устройство цветовой палитры; графическое освоение понятий: цвет и тон, холодного и теплого в традиционной европейской живописи; освоение передачи формы предметов с учетом цвета;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы положения цвета на изобразительную поверхность; воспитание умения использовать выразительные живописные приемы для передачи планов различной пространственной глубины;
5. Натурная постановка живой обнаженной модели (фигура человека) – короткие рисунки и быстрые наброски;
Продолжительность: 9 сеансов по 4 часа (8 часов в месяц) – 36 часов; материалы исполнения по выбору; короткие рисунки – 10-15 минут; наброски – 3-1,5 мин.;
Материалы: бумага формат А3, тонированная, крафт, ватман; щетинные и мягкие кисти, акварель, тушь, карандаш, перо; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: развитие способности цельного восприятия такого сложного объекта рисования как фигура обнаженного живого человека, освоение изобразительных средств, способов и методов короткого рисунка и наброска; развитие навыков компоновки сложного изобразительного действия на разном формате; тренировка видения пропорциональных отношений на примере человеческого тела, как высшего достижения природы;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять частные наблюдения в общий выразительный знак; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
6. Натурная постановка – аналитический рисунок античной гипсовой головы в ракурсе;
Продолжительность: 10 часов; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман; грфитный карандаш; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: закрепление умения передавать форму предмета и анализировать ее связи с состоянием свето-воздушной среды; формирование умения посредством видимой части предмета передавать зрителю впечатление о целом предмете, включая и его невидимую часть; понимание формы предмета как явления в котором сочетается наблюдение видимого и мыслимого;
Результат: приобретение устойчивых навыков видеть соотношение целого и части в окружающем предметном мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять и подчинять частные наблюдения общему выразительному знаку изображения; воспитание умения быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
7. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) с драпировками при дневном освещении;
Продолжительность: 10 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см., 50х70 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи, умение передавать форму предметов в их пространственном единстве средствами цветовых отношений: теплое – холодное, с минимальным применением тональных отношений: светлое - темное; освоение принципов колористического единства живописного произведения;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы смешения цвета на изобразительной поверхности и на отдельной палитре; воспитание умения использовать выразительные живописные особенности для передачи пространственного и временного единства натурной постановки;Программа практических занятий по изобразительному искусству 2-го курса
6 сем. 8 ч. в нед. х 16 нед. = (всего 128 часов) 1 зачет, 2 экзамена
Рисунок: формы человеческого тела 4 ч. в нед. (Экзамен) 64 ч.
Живопись: изобразительный реализм и абстракция 2 ч. в нед. (Зачет) 32 ч.
Живопись: формат и композиция 2 ч. в нед. (Зачет) 32 ч.
1. Натурная постановка из геометрических тел (3-5 предметов) стоящих на одной предметной плоскости;
Продолжительность: 16 часов; [8 рисунков по 2 часа различными материалами];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение основных сложившихся в европейском изобразительном искусстве понятий академического рисунка – изобразительная плоскость, картинная плоскость, предметная плоскость; освоение условных средств и приемов выражения пространственных планов постановки на плоскости, знакомство с понятием форма предмета, ее выражение изобразительными средствами;
освоение практических навыков их применения; практическое знакомство с традиционным выбором материалов графического исполнения рукотворных изображений в европейской изобразительной традиции;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения производить графические действия связанные с предметной формой постановки, учитывая характер выбранного формата изобразительной поверхности и особенностей авторской точки наблюдения; использование качественных различий свойств применяемых материалов в целях передачи конструктивно-пространственных особенностей постановки; освоение композиционных особенностей изобразительной поверхности как главного выразительного средства в академической изобразительной традиции;
2. Натурная постановка – незнакомый по прошлому опыту предмет нерегулярно распространенный по предметной плоскости (спутанный моток толстого канатного шнура, арматура);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору [графитный карандаш; мягкие материалы: сангина, соус, пастель, сепия];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выражения пространственности предметного мира понимаемой через предметное движение в глубину по предметной поверхности; освоение плановое членение предметного пространства средствами классического рисунка; освоение понятий: ракурсное и перспективное сокращение при изображении предметной среды, их природы и существенных отличий;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения подчинять изобразительную сторону рисунка осуществлению выразительной цели конкретной постановки; формирование умения использовать свойства плоской поверхности формата лита для цели выражения пространственности предметной среды, как основного аспекта убедительности изобразительного образа для зрителя;
3. Натурная постановка полого геометрического тела (пружина большого размера);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выразительных особенностей изобразительных средств передачи пространственности предметного мира через графическое освоение понятий: внутреннее и внешнее пространство предмета; освоение фундаментального понятия изобразительного языка – форма предмета; уяснение связи обыденных представлений и выразительных графических действий; формирование понятий о связях предметной формы, точки наблюдения и видимой свето-тени;
Результат: освоение навыков графической культуры работы с тоном (штрихование, растушевка), практическое применение линии и пятна как двух основных аспектов изображения, отличие и сходство их роли и значений в визуальном языке;
4. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) стоящие на одной предметной плоскости с драпировками;
Продолжительность: 12 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи водяными красками, смешение цветов, устройство цветовой палитры; графическое освоение понятий: цвет и тон, холодного и теплого в традиционной европейской живописи; освоение передачи формы предметов с учетом цвета;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы положения цвета на изобразительную поверхность; воспитание умения использовать выразительные живописные приемы для передачи планов различной пространственной глубины;
5. Натурная постановка живой обнаженной модели (фигура человека) – короткие рисунки и быстрые наброски;
Продолжительность: 9 сеансов по 4 часа (8 часов в месяц) – 36 часов; материалы исполнения по выбору; короткие рисунки – 10-15 минут; наброски – 3-1,5 мин.;
Материалы: бумага формат А3, тонированная, крафт, ватман; щетинные и мягкие кисти, акварель, тушь, карандаш, перо; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: развитие способности цельного восприятия такого сложного объекта рисования как фигура обнаженного живого человека, освоение изобразительных средств, способов и методов короткого рисунка и наброска; развитие навыков компоновки сложного изобразительного действия на разном формате; тренировка видения пропорциональных отношений на примере человеческого тела, как высшего достижения природы;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять частные наблюдения в общий выразительный знак; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
6. Натурная постановка – аналитический рисунок античной гипсовой головы в ракурсе;
Продолжительность: 10 часов; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман; грфитный карандаш; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: закрепление умения передавать форму предмета и анализировать ее связи с состоянием свето-воздушной среды; формирование умения посредством видимой части предмета передавать зрителю впечатление о целом предмете, включая и его невидимую часть; понимание формы предмета как явления в котором сочетается наблюдение видимого и мыслимого;
Результат: приобретение устойчивых навыков видеть соотношение целого и части в окружающем предметном мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять и подчинять частные наблюдения общему выразительному знаку изображения; воспитание умения быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
7. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) с драпировками при дневном освещении;
Продолжительность: 10 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см., 50х70 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи, умение передавать форму предметов в их пространственном единстве средствами цветовых отношений: теплое – холодное, с минимальным применением тональных отношений: светлое - темное; освоение принципов колористического единства живописного произведения;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы смешения цвета на изобразительной поверхности и на отдельной палитре; воспитание умения использовать выразительные живописные особенности для передачи пространственного и временного единства натурной постановки;Программа практических занятий по изобразительному искусству 4-го курса
7 сем. 8 ч. в нед. х 18 нед. = (всего 144 часов) 1 зачет, 2 экзамена
Живопись: композиция 4 ч. в нед. (Зачет) 72 ч.
Живопись: натюрморт 2 ч. в нед. (Экзамен) 36 ч.
Живопись: пейзаж 2 ч. в нед. (Экзамен) 36 ч.
1. Натурная постановка из геометрических тел (3-5 предметов) стоящих на одной предметной плоскости;
Продолжительность: 16 часов; [8 рисунков по 2 часа различными материалами];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение основных сложившихся в европейском изобразительном искусстве понятий академического рисунка – изобразительная плоскость, картинная плоскость, предметная плоскость; освоение условных средств и приемов выражения пространственных планов постановки на плоскости, знакомство с понятием форма предмета, ее выражение изобразительными средствами;
освоение практических навыков их применения; практическое знакомство с традиционным выбором материалов графического исполнения рукотворных изображений в европейской изобразительной традиции;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения производить графические действия связанные с предметной формой постановки, учитывая характер выбранного формата изобразительной поверхности и особенностей авторской точки наблюдения; использование качественных различий свойств применяемых материалов в целях передачи конструктивно-пространственных особенностей постановки; освоение композиционных особенностей изобразительной поверхности как главного выразительного средства в академической изобразительной традиции;
2. Натурная постановка – незнакомый по прошлому опыту предмет нерегулярно распространенный по предметной плоскости (спутанный моток толстого канатного шнура, арматура);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору [графитный карандаш; мягкие материалы: сангина, соус, пастель, сепия];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выражения пространственности предметного мира понимаемой через предметное движение в глубину по предметной поверхности; освоение плановое членение предметного пространства средствами классического рисунка; освоение понятий: ракурсное и перспективное сокращение при изображении предметной среды, их природы и существенных отличий;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения подчинять изобразительную сторону рисунка осуществлению выразительной цели конкретной постановки; формирование умения использовать свойства плоской поверхности формата лита для цели выражения пространственности предметной среды, как основного аспекта убедительности изобразительного образа для зрителя;
3. Натурная постановка полого геометрического тела (пружина большого размера);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выразительных особенностей изобразительных средств передачи пространственности предметного мира через графическое освоение понятий: внутреннее и внешнее пространство предмета; освоение фундаментального понятия изобразительного языка – форма предмета; уяснение связи обыденных представлений и выразительных графических действий; формирование понятий о связях предметной формы, точки наблюдения и видимой свето-тени;
Результат: освоение навыков графической культуры работы с тоном (штрихование, растушевка), практическое применение линии и пятна как двух основных аспектов изображения, отличие и сходство их роли и значений в визуальном языке;
4. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) стоящие на одной предметной плоскости с драпировками;
Продолжительность: 12 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи водяными красками, смешение цветов, устройство цветовой палитры; графическое освоение понятий: цвет и тон, холодного и теплого в традиционной европейской живописи; освоение передачи формы предметов с учетом цвета;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы положения цвета на изобразительную поверхность; воспитание умения использовать выразительные живописные приемы для передачи планов различной пространственной глубины;
5. Натурная постановка живой обнаженной модели (фигура человека) – короткие рисунки и быстрые наброски;
Продолжительность: 9 сеансов по 4 часа (8 часов в месяц) – 36 часов; материалы исполнения по выбору; короткие рисунки – 10-15 минут; наброски – 3-1,5 мин.;
Материалы: бумага формат А3, тонированная, крафт, ватман; щетинные и мягкие кисти, акварель, тушь, карандаш, перо; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: развитие способности цельного восприятия такого сложного объекта рисования как фигура обнаженного живого человека, освоение изобразительных средств, способов и методов короткого рисунка и наброска; развитие навыков компоновки сложного изобразительного действия на разном формате; тренировка видения пропорциональных отношений на примере человеческого тела, как высшего достижения природы;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять частные наблюдения в общий выразительный знак; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
6. Натурная постановка – аналитический рисунок античной гипсовой головы в ракурсе;
Продолжительность: 10 часов; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман; грфитный карандаш; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: закрепление умения передавать форму предмета и анализировать ее связи с состоянием свето-воздушной среды; формирование умения посредством видимой части предмета передавать зрителю впечатление о целом предмете, включая и его невидимую часть; понимание формы предмета как явления в котором сочетается наблюдение видимого и мыслимого;
Результат: приобретение устойчивых навыков видеть соотношение целого и части в окружающем предметном мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять и подчинять частные наблюдения общему выразительному знаку изображения; воспитание умения быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
7. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) с драпировками при дневном освещении;
Продолжительность: 10 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см., 50х70 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи, умение передавать форму предметов в их пространственном единстве средствами цветовых отношений: теплое – холодное, с минимальным применением тональных отношений: светлое - темное; освоение принципов колористического единства живописного произведения;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы смешения цвета на изобразительной поверхности и на отдельной палитре; воспитание умения использовать выразительные живописные особенности для передачи пространственного и временного единства натурной постановки;Программа практических занятий по изобразительному искусству 4-го курса
8 сем. 6 ч. в нед. х 16 нед. = (всего 96 часов) 1 зачет, 1 экз.
Живопись: композиция 4 ч. в нед. (Экзамен) 64 ч.
Живопись: Портрет 2 ч. в нед. (Зачет) 32 ч.
1. Натурная постановка из геометрических тел (3-5 предметов) стоящих на одной предметной плоскости;
Продолжительность: 16 часов; [8 рисунков по 2 часа различными материалами];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение основных сложившихся в европейском изобразительном искусстве понятий академического рисунка – изобразительная плоскость, картинная плоскость, предметная плоскость; освоение условных средств и приемов выражения пространственных планов постановки на плоскости, знакомство с понятием форма предмета, ее выражение изобразительными средствами;
освоение практических навыков их применения; практическое знакомство с традиционным выбором материалов графического исполнения рукотворных изображений в европейской изобразительной традиции;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения производить графические действия связанные с предметной формой постановки, учитывая характер выбранного формата изобразительной поверхности и особенностей авторской точки наблюдения; использование качественных различий свойств применяемых материалов в целях передачи конструктивно-пространственных особенностей постановки; освоение композиционных особенностей изобразительной поверхности как главного выразительного средства в академической изобразительной традиции;
2. Натурная постановка – незнакомый по прошлому опыту предмет нерегулярно распространенный по предметной плоскости (спутанный моток толстого канатного шнура, арматура);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору [графитный карандаш; мягкие материалы: сангина, соус, пастель, сепия];
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см., 60х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выражения пространственности предметного мира понимаемой через предметное движение в глубину по предметной поверхности; освоение плановое членение предметного пространства средствами классического рисунка; освоение понятий: ракурсное и перспективное сокращение при изображении предметной среды, их природы и существенных отличий;
Результат: освоение пространственности окружающего мира изобразительными средствами; развитие умения подчинять изобразительную сторону рисунка осуществлению выразительной цели конкретной постановки; формирование умения использовать свойства плоской поверхности формата лита для цели выражения пространственности предметной среды, как основного аспекта убедительности изобразительного образа для зрителя;
3. Натурная постановка полого геометрического тела (пружина большого размера);
Продолжительность: 12 часов, 1 рисунок; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, тонированная бумага, размер формата 40х60 см.; графитный карандаш, уголь, тушь, акварель, перо, кисть, фломастер, сангина (по выбору);
Цель задания: освоение выразительных особенностей изобразительных средств передачи пространственности предметного мира через графическое освоение понятий: внутреннее и внешнее пространство предмета; освоение фундаментального понятия изобразительного языка – форма предмета; уяснение связи обыденных представлений и выразительных графических действий; формирование понятий о связях предметной формы, точки наблюдения и видимой свето-тени;
Результат: освоение навыков графической культуры работы с тоном (штрихование, растушевка), практическое применение линии и пятна как двух основных аспектов изображения, отличие и сходство их роли и значений в визуальном языке;
4. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) стоящие на одной предметной плоскости с драпировками;
Продолжительность: 12 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи водяными красками, смешение цветов, устройство цветовой палитры; графическое освоение понятий: цвет и тон, холодного и теплого в традиционной европейской живописи; освоение передачи формы предметов с учетом цвета;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы положения цвета на изобразительную поверхность; воспитание умения использовать выразительные живописные приемы для передачи планов различной пространственной глубины;
5. Натурная постановка живой обнаженной модели (фигура человека) – короткие рисунки и быстрые наброски;
Продолжительность: 9 сеансов по 4 часа (8 часов в месяц) – 36 часов; материалы исполнения по выбору; короткие рисунки – 10-15 минут; наброски – 3-1,5 мин.;
Материалы: бумага формат А3, тонированная, крафт, ватман; щетинные и мягкие кисти, акварель, тушь, карандаш, перо; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: развитие способности цельного восприятия такого сложного объекта рисования как фигура обнаженного живого человека, освоение изобразительных средств, способов и методов короткого рисунка и наброска; развитие навыков компоновки сложного изобразительного действия на разном формате; тренировка видения пропорциональных отношений на примере человеческого тела, как высшего достижения природы;
Результат: получение сложившихся навыков видения соотношения общего и частного в окружающем мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять частные наблюдения в общий выразительный знак; умение быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
6. Натурная постановка – аналитический рисунок античной гипсовой головы в ракурсе;
Продолжительность: 10 часов; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман; грфитный карандаш; мягкие материалы: соус, сангина, уголь;
Цель задания: закрепление умения передавать форму предмета и анализировать ее связи с состоянием свето-воздушной среды; формирование умения посредством видимой части предмета передавать зрителю впечатление о целом предмете, включая и его невидимую часть; понимание формы предмета как явления в котором сочетается наблюдение видимого и мыслимого;
Результат: приобретение устойчивых навыков видеть соотношение целого и части в окружающем предметном мире; освоение выразительного движения передающего фигуру в движении; развитие способности объединять и подчинять частные наблюдения общему выразительному знаку изображения; воспитание умения быстро выделять в постановке выразительную композиционную основу; умение формировать изображение по принципам каллиграфии;
7. Натурная постановка - натюрморт (3-5 предметов) с драпировками при дневном освещении;
Продолжительность: 10 часов, 1 живописная работа; материалы исполнения по выбору;
Материалы: бумага-ватман, гуашь, темпера, щетинные кисти, акварель, белила; размер формата 60х60 см., 50х70 см.;
Цель задания: освоение традиционных особенностей живописи, умение передавать форму предметов в их пространственном единстве средствами цветовых отношений: теплое – холодное, с минимальным применением тональных отношений: светлое - темное; освоение принципов колористического единства живописного произведения;
Результат: получение навыков традиционной культуры работы с материалами и средствами академической живописи применительно к натурной постановке; способы смешения цвета на изобразительной поверхности и на отдельной палитре; воспитание умения использовать выразительные живописные особенности для передачи пространственного и временного единства натурной постановки;