Описание:Цель курса - осветить общие и частные аспекты теории и практики академического рисунка, его роль и значение в становлении изобразительного искусства, как области деятельности, присущей общественно-исторической практике общества, одного из способов осуществления функции познания мира человеком.
Академический рисунок лежит в основе всякого реалистического изображения, поэтому с древнейших времен и до наших дней рисунок является основополагающим предметом для всей области изобразительного искусства. При утверждении русской Академии художеств И. И. Шувалов в своем «Проекте» писал: «Следовательно, к достижению всего вышеописанного началом и основанием служить имеет твердое и исправное рисование, без чего упражняющийся в сих благородных художествах желаемого совершенства достигнуть не может». Таким образом, выделяя академический рисунок в качестве предмета изучения, удается привить студентам знания о природе изобразительного искусства и его связях с восприятием человека. Дать наиболее полное представление об изобразительном образе, как исторически развивающейся социально значимой форме выражающей значения окружающей нас действительности, ее структуре, связях с образом обыденного восприятия человека, основных процессах его динамики становления, находящих свое зримое отражение в истории мирового и отечественного изобразительного искусства.
В рамках курса предметно рассматриваются основные периоды становления мировой и отечественной культуры рисунка: древнего Египта, древней Греции, эпохи Возрождения, европейского искусства XVI – XIX вв. Отдельное внимание уделяется изучению традиций русской школы академического рисунка с натуры, начиная с первой половины XVIII века. Учреждению в России в 1757 году Академии художеств, ее роли в развитии русской школа академического рисунка, в основе метода которой лежало рисование с натуры. Рассматривается персональный вклад в историю русского академического рисунка таких мастеров, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венецианов, А. П. Сапожников, К. П. А. П. Лосенко, Брюллов, С. К. Зарянко, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. Д. Поленов. Период XX века область академического рисунка представлена такими яркими именами, как Н. И. Фешин, И. И. Бродский, Ф. А. Малявин, В. Е. Маковский, К. С. Петров-Водкин, А. Дейнека, К.Ф. Юон, В. Н. Яковлев, И. Е. Грабарь и многими другими. Обучение в форме лекций и семинаров совмещается с наглядным исследованием в экспозиции ГТГ, Музее-усадьбе Останкино и других запасниках творческого наследия.
Важная задача, которую решает курс – привить студентам практические навыки самостоятельной экспертно-искусствоведческой работы с произведениями искусства, позволяющие при их предметном изучении находить, оценивать и обрабатывать ценную информацию, содержащуюся в предмете искусства, разбираться в его морфологии образной структуры.
Немаловажная задача курса - освоение системного подхода в изучении связей деятельности системы восприятия и ее результата – произведения изобразительного искусства, природную основу авторского создания и зрительского восприятия которого составляет процесс порождения предметного образа восприятия, присущий всякому человеку. Достижение поставленных учебных целей курса становится возможным при условии синтеза естественно - научных и гуманитарных представлений в качестве комплексной науки о восприятии, человеке и обществе, сводя воедино ее главные аспекты – психологический и социальный. Именно этим требованиям и отвечает программа данного курса. Курс рассчитан на расширение возможностей выпускников в их умении прочтения произведения искусства в качестве комплексной информационной системы, в которой структурирован, записан и хранится комплекс информации, касающийся актуальных содержательных аспектов жизни человека и общества, ее непреходящих ценностей.