Описание:Цель курса – дать конкретное и цельное представление о природе и характере формы изобразительного образа, которая представляет собой наиболее древнее средство познания реальности на котором исторически основывается феномен изобразительного искусства. Изобразительный образ осознается в семиотике искусства как главная составляющая триединства: мир-язык-человек, поскольку именно в образной форме реализуется единство общих категорий познания относящихся как к разным аспектам реальности, так и к разным видам деятельности сознания традиционно выражаемых дихотомией чувственно-рациональное.
В рамках понятий курса рукотворное изображение рассматривается как форма «визуального языка» в формировании которой особую роль играет зрительная модальность восприятия, законы деятельности которой лежат в основе сложения изобразительной формы образа. Одним из главных содержательных акцентов курса является определение предмета познания чувственного вида деятельности сознания. Раскрывается связь метода получения рукотворной изобразительной образной формы с общими принципами деятельности обыденного вида образотворческой деятельности восприятия. Анализируется метод исторического отбора данных восприятия в процессе создания изображения, связанного с этим отбора и использования средств и материалов изобразительного формообразования. Выделяя изобразительную деятельность как главный предмет исследования, данный курс дает сравнительный анализ планов онтогенеза и филогенеза в процессе становления практики создания человеком изобразительной формы.
Курс ставит целью с ясностью показать различие содержательной трактовки термина «изображение» применительно к понятию «видение». Выявить связь рукотворного изображения как со зрительным восприятием, так и с другими модальностями восприятия. Особенностью курса является определение роли и места изобразительного творчества в общей структуре деятельности сознания в приложении как двум его видам: чувственному и рациональному. Особое внимание уделяется рассмотрению отношений аспектов изобразительного и выразительного, как двух природных сторон как изобразительной формы, так и процесса зрительного восприятия на обыденном уровне человеческой жизнедеятельности.
Одной из значимой темой курса является выявление связи и отношений обыденного образа чувственного восприятия мира и изобразительной образотворческой деятельности предстающей как «новая, особая реальность» по своей функции соответствующая социальному виду человеческой организации. Важно, что сам процесс чувственного познания в современном понимании имеет дискретный характер. Отказ от идеи «непосредственного характера чувственного восприятия мира» является важнейшим аспектом трансформации в понимания природы формы изобразительного искусства. Современный уровень знания этих общих установок сознания позволяет по новому проводить анализ формального плана произведений изобразительного искусства, выявлять и объяснять скрытые до этого частные характеристики авторского подчерка. Проникать в смысл казалось бы привычных абстрактных понятий давно вошедших в речевой обиход, приписываемых «человеку рисующему», но в последние десятилетия остающихся при этом без ясного приложения к аспектам изобразительной практики. Таким образом основная задача курса сформировать профессиональное умение отвечать на многочисленные общие и частные вопросы касающиеся классификации произведений, оценки их художественного качества, подлинности, философско-идейной направленности и анализа выполняемой ими социальной функции.