Описание:https://openedu.ru/course/detail/msu/GEOGRAPHY/
https://video-storage.openedu.ru/video/x/u/xu7be191em/hd.mp4
Разработана и актуализирована образовательная программа "Основы гуманитарной географии" объемом 108 часов и образовательные стандарты МГУ для Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ, КТУ 3, направление подготовки - география
Содержание курса:
География важнейшая и универсальная дисциплина университетского образования, поскольку пребывает и в естественных, и гуманитарных науках. К сожалению, курса географии, или общей географии на географических факультетах не читается. Нет на географических факультетах аналогов курсов «общей геологии» или «региональной геологии», как на геологических факультетах. В университетском образовании есть курс физической географии и есть курс экономической географии. При этом курс физической географии никак не связан с курсом экономической, а курс экономической географии не продолжает курс физической географии. Это два различных курса. Изучать их стало возможным совершенно порознь.
И уж вовсе отдалёнными оказались они от курса истории. Хотя в народе сохраняется представление о близости географии и истории.
Не читается в университетах и наука о человеке, человековедение. А ведь вряд ли может быть предмет в университетском образовании важнее человека. Он мерило всех всех вещей, альфа и омега.
Тем более, нет в университетском образовании географии человека, или гуманитарной географии. Предлагаемый курс впервые в истории МГУ после 1929 года посвящен географии человека. К сожалению, читается он в Центре развития электронных образовательных ресурсов МГУ, а не на факультете.
Гуманитарная география трактуется как наука, исследующая качественно особые процессы на стыке природных, экономических, социальных, политических и иных явлений в рамках тех или иных пространственных систем [Гладкий, Петров, 2008]. Она включает обширное поле дисциплин, которые нельзя отнести ни к той, ни к другой ветвям географии. В физической географии гуманитарного географа интересует человек, а в экономической и социальной географии – природа.
Предметное поле гуманитарной географии выстраивается на пересечении географии с медициной (рекреационная география), эстетикой (эстетическая география), философией (теоретическая география), эпистемологией (когнитивная география), историей (историческая география, история колонизаций), филологией (топонимика), религией (география религий) и т.д. [Gregory 1981; Price, Lewis 1993; Geohumanities, 2011; Гладкий, 2010, 2010б] (рис.1).
Чем ближе исследование к естественно-гуманитарной оси географической науки, тем больше оно приобретает гуманитарно-географический характер. Во всех случаях теснота связей гуманитарных наук с географической средой и природой является их мерилом пребывания в гуманитарной географии, а не в культурологии, экономике, социологии и т.д.
В физической географии исчез человек, остался лишь антропогенный фактор, в географии экономической – не осталось природы, остались только природные ресурсы. «Человека забыли!!!» - восклицал Н.Н. Баранский. Не нашлось в географии места для «географии человека». Во всей науке не нашлось. Нет в ней такой науки человековедения.
В географическом образовании Московского университета возобладали аналитические тенденции. Идет абсолютизация научных норм лаборатории, хотя это не тот контекст, в котором большинство людей воспринимают географию. Придать естественно-гуманитарный вектор географическому образованию призвана гуманитарная география (географии человека).
Частью гуманитарной географии (географии человека) является туристическая география. Если в природопользовании в центре внимания находится воздействие человека на географическую среду, в фокусе гуманитарной географии (географии человека/ антропогеографии) лежит воздействие географической среды на человека, то в туристической географии центр смещается на восприятие человеком географической среды.
Туристическая география учит пониманию и использованию образовательно-оздоровительных ресурсов в среде путешествия. Географическая среда переполнена ресурсами красоты. А красота важнейшая ценность любой страны, не меньшая богатства ее недр. Но она нигде не фигурирует, в географии ее нет. Образовательно-оздоровительные ресурсы географической среды тоже не менее важный ресурс страны, чем ее нефть и газ. Но опять-таки, их нигде нет, они нигде не учитываются. Как нигде нет и курса географии человека.
Гуманитарная география обращает на исходную близость географии и философии. Ещё Страбон предполагал полезность в географии также философа - человека, который посвящает себя изучению искусства жить, жить счастливо. В этом, по-видимому, и заключена главная задача философии.