Описание:Анализ текста - цель и источник лингвистического знания. Именно в изучении текста грамматика наиболее ярко проявляет себя не просто как лингвистическая, а как филологическая дисциплина, а языковые категории и единицы предстают как выполняющие функцию не только сообщения, но и воздействия, в том числе эстетического. Язык в его функционировании, те возможности, которые он дает говорящему, и те ограничения, которые он накладывает, коммуникативная значимость семантических и грамматических явлений, их художественный потенциал, закономерности организации текстов разных типов - такова проблематика спецсеминара. Для исследования текстов используется четырехступенчатая методика, разработанная Г.А.Золотовой (от внутреннего устройства моделей предложения через их коммуникативные, регистровые характеристики к тактике и стратегии текста). Выполняемые курсовые работы реализуют все или некоторые ступени этого метода коммуникативно-грамматического анализа в исследовании текстов или языковых единиц и категорий.
Занятия включают:
· вводные лекции по коммуникативной грамматике и современным методам исследования текста;
· лекцию по методике написания курсовых работ и подготовке докладов;
· доклады дипломников и аспирантов - участников спецсеминара в 1996-2000 годах;
· общее обсуждение предлагаемых тем курсовых работ (см. ниже);
· практические занятия по анализу текстов;
· обсуждение обязательной литературы;
Более полное представление о направленности спецсеминара дает следующий список курсовых и дипломных работ, выполненных его участниками в 1995-2000 годах:
1. Структура пейзажа в художественном тексте.
2. Городской пейзаж в романе А.Белого «Петербург».
3. Описание картины как коммуникативно-грамматический тип текста
4. Гороскоп и предсказание судьбы как коммуникативно-грамматические типы текста
5. Автобиография (воспоминания) как коммуникативно-грамматический тип текста
6. Структурно-семантические особенности текстов о животных
7. Типы мышления о будущем в отражении русского языка.
8. Звуковой компонент мировосприятия в русской языковой модели мира.
9. Репродуктивный и информативный план в телевизионной рекламе (к проблеме соотношения текста и изображения).
10. Соотношение текста и видеоряда в информационно-аналитических телепрограммах.
11. Соотношение текста и видеоряда в научно-популярных фильмах о животных.
12. Текстовые функции видо-временных форм глаголов в рассказах А.П.Чехова.
13. Функции видо-временных форм глагола в организации пейзажа в поэтическом тексте («Петербург» В.Набокова)
14. Текстовые функции причастий на –н, -т в современном русском языке.
15. Языковая игра в сказках Г.Остера.
16. Коммуникативно-грамматический анализ художественного текста: роман Б.Пильняка «Голый год».
17. Сочетания разнооформленных имен адъективных признаков в поэтическом тексте (на материале русской поэзии начала 20 века).
18. Средства ускорения динамики действия в русском языке (в сопоставлении с японским).
19. Пространственно-временная организация текста (на материале романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»)
20. Грамматика как «материал поэзии» (на материале рассказов А.Битова).
В 2000 учебном году участникам семинара будут предложены следующие темы:
1. Категории глагола в поэтическом тексте.
2. «Нет» в лирической поэзии
3. Театральные и околотеатральные тексты: типология и языковые особенности.
4. Текстовая компетенция современной русской языковой личности: воздействия и реакции
5. Структурно-семантические особенности околокомпьютерных текстов.
6. Тривиальные и нетривиальные способы представления предмета в художественном тексте.
7. Способы “инактивизации” личного субъекта в художественном тексте
8. Активные процессы в сфере глагольной лексики в современной публицистике
9. Языковые особенности либеральной и консервативной прессы 19 и 20 века
10. Творительный падеж как «материал поэзии»
11. Портрет как коммуникативно-грамматический тип текста
12. Описание предмета как коммуникативно-грамматический тип текста
13. Структурно-семантические особенности режиссерского монолога на репетиции
14. Структурно-семантические особенности путеводителя по музею (городу)
15. Оптимальная реализация возможностей русской языковой системы в жанре экскурсии
16. Темпоральные показатели в текстах разных жанров
17. Пространственные показатели в текстах разных жанров
18. Научный стиль речи в реальном функционировании (на материале защит дипломных работ на филологическом факультете)
19. Романы Достоевского на московской сцене: от полифонии к полилогу
20. Проза Чехова на московской сцене: языковые особенности сценических интерпретаций
21. Языковые особенности русских переводов японских трехстиший (хокку).
22. Сравнительный анализ переводов “Властелина колец” Толкина