Описание:В спецкурсе рассматриваются философские аспекты такого явления, как музыка, смысл которой очень трудно поддается вербализации. Таким образом, курс должен помочь будущим философам выразить в словах сложные оттенки смысла. Музыка ставит перед слушателем много философских проблем. Что такое музыка и чем она отличается от не-музыки? Сейчас, после авангардной музыки ХХ века, этот вопрос стоит нетривиальным образом. Например, Дж. Кейдж считает музыкальной свою пьесу «4’30”», во время которой не играется ни один звук. В спецкурсе, однако, в основном будет рассматриваться более традиционная музыка – от классики до рока. Ставится вопрос онтологии музыкального произведения, его идеального характера. Центральная проблема спецкурса – что такое музыкальный смысл. Этот вопрос порождает много других – например, в чем состоит идентичность музыкального произведения, являются ли разные аранжировки одной мелодии одним и тем же произведением? Важная проблема – связь музыки с языком, данная проблема интенсивно обсуждалась в отечественном музыковедении. В спецкурсе предполагается дискуссия на эту тему с рассмотрением аргументов за и против. В настоящее время активно развивается феноменология музыки, в которой также с опорой на работы Э. Гуссерля, Р. Ингардена и других авторов ставится проблема музыкального смысла. Показано, что смысл музыки, как и любой другой смысл, конституируется в сознании субъекта (слушателя), однако что означает конституировать музыкальный смысл, то есть понять музыку? Данная проблема рассматривается в связи с более общей проблемой понимания в феноменологии. Будут затронуты моменты культурной обусловленности музыки на примере турецкого рока. В качестве иллюстративного материала будут рассматриваться отрывки музыкальных произведений.