Зарубежная (Социалистическая республика Вьетнам) факультативная практика студентов биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова МГУ имени М.В. Ломоносоваучебный курс
Описание:1. Цели практики Основная цель: знакомство практикантов с разнообразием природных и окультуренных тропических экосистем на примере животного и растительного мира Вьетнама. Достигается посредством изучения: современных методов стационарного определения видового состава, структуры и особенностей функционирования наземных тропических экосистем на примере муссонного равнинного тропического леса; современных методов изучения видового состава, структуры и особенностей функционирования морских и пресноводных тропических экосистем Вьетнама на примере коралловых рифов, обрастаний, пресноводных естественных водоемов, искусственных ирригационных каналов, рисовых чеков и прудов; получения практических навыков в определении массовых представителей тропической позвоночной и беспозвоночной наземной, морской и пресноводной фауны; проведение биологического анализа видов рыб; ознакомления с опытом аквакультуры беспозвоночных и рыб. Практика проводится в рамках выполнения образовательной программы по направлению № 020400 «Биология» (квалификации «специалист», «бакалавр», «магистр»), согласно требованиям действующих, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных стандартов МГУ (ОС_МГУ). Программа практики направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. 2. Задачи практики Выполняемые в ходе проведения практики конкретные задачи соответствуют направлениям и задачам той профессиональной деятельности, к которой готовят студентов зоологических и ботанических кафедр в ходе обучения в Московском государственном университете. Конкретные задачи практики включают: • Знакомство с разнообразием флоры и фауны муссонного равнинного тропического леса. • Ознакомление с современными методами изучения экологии наземных тропических экосистем, с методиками обнаружения, идентификации и прижизненной обработки растений и животных тропического леса, с методиками мониторинга состояния популяций животных и растений, а также климатических параметров. • Знакомство с опытом проведения стационарных зоологических и геоботанических исследований, накопленным в ходе работ сотрудников Совместного Российско-Вьетнамского научно-исследовательского тропического центра, с перспективой выполнения на базе Тропического центра исследований, входящих в круг интересов молодых специалистов – участников практики. • Ознакомление с опытом охраны природы и организации заповедного дела в тропических лесах на примере биосферного заповедника Каттиен, с опытом международного сотрудничества по изучению и охране тропических экосистем. • Проведение участниками практики кратковременных самостоятельных работ в условиях тропического леса. • Знакомство с биоразнообразием беспозвоночных животных и рыб Вьетнама, населяющих пресноводные водоемы различного типа (естественные водоёмы, искусственные ирригационные каналы, рисовые чеки, прудов). • Знакомство с фауной морских прибрежных промысловых рыб и беспозвоночных Вьетнама. • Знакомство с биоразнообразием морских экосистем коралловых рифов и обрастаний. • Ознакомление с современными методами биоанализа, методами исследования биологии и экологии водных животных. • Ознакомление с современным состоянием охраны и рационального использования ресурсов водных экосистем, знакомство с биотехнологией аквакультуры промысловых рыб и беспозвоночных Вьетнама. • Знакомство с опытом проведения стационарных зоологических и экологических исследований, накопленным в ходе работ сотрудников Совместного Российско-Вьетнамского научно-исследовательского тропического центра, с перспективой выполнения на базе Тропического центра исследований, входящих в круг интересов молодых специалистов – участников практики. 3. Место практики в структуре ООП Студенты в ходе лекционных курсов и практикумов на кафедрах зоолого-ботанического направления получают знания в области биологии, морфологии, систематики животных и растений, особенностей функционирования природных экосистем; знакомятся с разнообразием животных и растений умеренных широт в рамках учебных и производственных практик. Непосредственное знакомство в ходе практики во Вьетнаме с разнообразием тропической фауны и флоры способствует расширению и закреплению у студентов фундаментальных теоретических знаний о функционировании сложных биологических сообществ, развивает у будущих биологов интерес к специализации и проведению в дальнейшем собственных научных и прикладных исследований в области ихтиологии, зоологии беспозвоночных, гидробиологии и общей экологии. Прохождение практики расширяет у студентов знания о биоразнообразии пресноводных и морских экосистем тропической зоны, позволяет лучше осознать многообразие и особенности функционирования экосистем в различных климатических зонах нашей планеты, формирует представления о современных методиках фаунистических и экологических исследований, существующих методах и подходах. Полученные в ходе базового обучения компетенции (знания и навыки, полученные из курсов по морфологии и систематике животных и растений, биогеографии, общей экологии, методикам полевых исследований и предыдущих учебных и производственных практик), позволяют студентам эффективно усваивать насыщенную программу практики во Вьетнаме. 4. Формы проведения практики полевая, лабораторная, экскурсионно-ознакомительная 5. Место и время проведения практики Биосферный заповедник Каттиен (пров. Донгнай), база Южного отделения Совместного Российско-Вьетнамского Тропического научно-исследовательского и технологического центра (Тропцентр), и город Нячанг (Вьетнам), Приморское отделение Совместного Российско-Вьетнамского Тропического научно-исследовательского и технологического центра (Тропцентр). Программа практики рассчитана на 10 учебных дней. Время проведения январь-февраль. Общий объем учебных занятий: 80 часов. Перед отъездом на практику студенты в обязательном порядке на базе Биологического факультета и Зоологического музея МГУ прослушивают краткий курс лекций по разнообразию животных и растений Вьетнама и просматривают соответствующие коллекционные материалы. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения рактики В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОНК-1, ОНК-4, ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-9, СК-1, СК-2, СК-3 , согласно ФГОС-3 и ОС_МГУ. Обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, владение методологией в области проведения зоологических, экологических и природоохранных научных и прикладных исследований, развитие способностей использования в научно-исследовательской работе современной вычислительной техники, специализированного программного обеспечения и программных средств, владению навыками работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет, владение методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации. Обработка и анализ полученного в ходе проведения практики материала будут стимулировать развитие таких компетенций, как способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез. Применение при сборе и обработке материала компьютеризированного исследовательского оборудования в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения, владения терминологии специальности на иностранном языке, а также умения ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах. Проведение практики на территории иностранного государства, с использованием литературы на иностранном (английском) языке, будет стимулировать развития навыков владения иностранным языком в устной и письменной форме для поиска и анализа научной информации и для коммуникации. 7. Структура и содержание практики Общая трудоемкость производственной практики составляет 2,5 зачетные единицы, 90 часов. 8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике Технологии организации и проведения полевых исследований, исследовательский инструментарий, приемы сбора и обработки материала при проведении фаунистических и экологических исследований. Общая организация научных исследований в Российско-Вьетнамском тропическом центре, природоохранных мероприятий в биосферном заповеднике Каттиен, используемые во Вьетнаме технологии рациональной эксплуатации, искусственного разведения, охраны и восстановления запасов промысловых рыб и беспозвоночных, методы поддержания и восстановления биоразнообразия морских, пресноводных, солоноватоводных водоемов. 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике Все учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов на практике (рекомендации по сбору полевого материала, его хранению, обработке, анализу, форме представления данных и т.д.) предоставляются в ходе учебных курсов, прослушанных студентами в ходе обучения на Биологическом факультете МГУ, прохождения учебных и производственных практик, на вводном занятии, а также в рамках каждого нового раздела практики. 10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями итогового отчета.