Описание:Цель спецкурса - сформировать у студентов комплексное представление об одном из самых популярных жанров малой прозы «долгого XIX века» (1789 - 1920-е), «готической» повести, публиковавшейся, как правило, в составе новеллистических циклов, а также на страницах литературных журналов. Эта жанровая традиция лежит в основании современной массовой культуры, научный интерес к романтической (преромантической, неоромантической) «gothic fiction» в зарубежной культурологии неуклонно растет начиная с 1970-х годов, в отечественном литературоведении исследование готической прозы оживилось на рубеже XX и XXI веков (Соловьева, Заломкина, Зыкова, Антонов, Хапаева и др.). С учетом того, что готическая повесть лишь в самых общих чертах рассматривается на лекциях по истории зарубежной литературы - спецкурс не дублирует, но дополняет основную программу. В рамках спецкурса студенты познакомятся с основными жанровыми модификациями готической прозы - такими, как сентименталистский и романтический «триллер» (tale of terror), фантастическая новелла романтизма, восходящая к сказочному прототипу (Kunstmaerchen), позднеромантическая (викторианская) «история с привидениями» (ghost story) и ранний классический детектив (mystery tale), тесно связанный с готической традицией. Наряду с формальными характеристиками «литературы ужасов» (архитектоника текста, фокализация, пространственная и временная организация), особое внимание будет уделено специфической «готической» топике (вампиризм, двойничество, «проклятый клад» и др.), а также стереотипным сюжетным звеньям и эпизодам («магический» брак, узурпация, плен (ловушка), подмена, пагубная сделка (Teufelspakt) и др.). С содержательной точки зрения мне представляется важным показать, как в русской, английской, немецкой, американской готической повести XIX века (от Тика до Бирса и Блэквуда включительно) отобразились угрозы изоляции, диссоциации, заражения (контаминации) и деволюции, тревожившие западный мир на исходе Нового времени и не утратившие актуальность в XXI веке. Научная и критическая рецепция готической прозы в рамках спецкурса представлена классическими монографиями и статьями европейских философов и культурологов (от Бёрка до Мерло-Понти, Тодорова, Кристевой, Вуда), а также наиболее авторитетными современными работами о литературной готике (Д. Пантер, Ф. Боттинг, М. Кэролл, Д. Вейнсток, Э. Смит и др.)