Описание:Курс направлен на знакомство студентов с разнообразием беспозвоночных животных.
В курсе 7 занятий, проходящих по следующей программе:
Занятие 1. Знакомство с микроскопом, техника зоологического рисунка, простейшие
Содержание:
1) Знакомство с микроскопом: штатив, станина, бинокулярная насадка. Окуляры (х10), револьвер и объективы (х5, х10, х20, х40, х90), предметный столик, держатель для стекла (закрепление и изменение положения держателей), препаратоводитель. Настройка резкости: макровинт, микровинт. Конденсор – линза, матовое стекло, диафрагма; положение конденсора. Источник света (зеркало + лампа или естественный свет, встроенная лампа) и его положение относительно микроскопа. Что такое «поле зрения» и как в нем ориентироваться.
2) Знакомство с микроскопом бинокулярным стереоскопическим (бинокуляр). Использование бинокуляра на малом практикуме.
3) Теория техники зоологического рисунка. Характеристика бумаги, карандаша и ластика, используемых при работе с зоологическим рисунком. Что такое «шапка» и ее положение на листе. Положение объекта на листе, размер объекта, число объектов на листе. Подписи к рисунку. Характер линий рисунка, пропорции объекта.
4) Постоянные и временные препараты и особенности работы с ними.
5) Приготовление временного препарата «на ножках» живой амебы. Посмотреть в бинокуляр, найти и заметить местоположение амебы. Поставить препарат под малое увеличение микроскопа. Зарисовать строение живой амебы, отметить: псевдоподии, эктоплазма, эндоплазма, пищеварительные вакуоли, сократительная вакуоль, ядро.
6) Изготовление временных препаратов инфузории туфельки (в каплю воды положить немного волокон ваты и накрыть чистым покровным стеклом без «ножек»). Изучение живой парамеции: рисунок должен быть крупный, на лист А4 с изображением всех органелл, которые можно рассмотреть при большом (х40) увеличении микроскопа. Отметить: реснички, околоротовая цилиатура, эктоплазма с трихоцистами, эндоплазма с включениями Ca2+-содержащего органического вещества, пищеварительные вакуоли, сократительные вакуоли (центральный резервуар+приводящие каналы), макронуклеус.
7) (*) Изготовление временного преперата «на ножках» живого стентора. Зарисовать внешний вид стентора на малом увеличении и прорисовать все органеллы на большом увеличении микроскопа. Отметить: адоральную зону мембранелл, соматическую цилиатуру, перистом, два длинных приводящих канала и центральный резервуар сократительной вакуоли, пищеварительные вакуоли, четковидный макронуклеус и ассоциированные с ним микронукслеусы.
8) Изучение морфологии грегарин на примере паразитов кишечного тракта мучных червей. Необходимо сделать большой рисунок живой грегарины (одиночной особи или сизигия), отметить части клетки (протомерит, дейтомерит) и септу между ними, гранулы амилопектина, ядро, продольные гребни.
Всего 4 рисунка: внешний вид амебы, внешний вид инфузории туфельки, внешний вид стентора, внешний вид грегарины
Систематическое положение объектов:
Amoeba proteus
Paramecium caudatum
(*) При отсутствии времени зарисовку этого объекта можно пропустить, но посмотреть на живого стентора под бинокуляром
Stentor sp.
Gregarina sp.
Занятие 2. Низшие многоклеточные
Содержание:
1) Изучение морфологии губок. Для занятия необходимо принести Sycon sp. в качестве раздаточного материала или в цилиндрах, а так же крупных сухих демоспонгий – любые виды. Сделать рисунок внешнего вида губок с фиксированного раздаточного материала или зарисовать общую форму губок с сухого материала, где остается только скелет. Показать общую форму тела, положение пор и оскулюмов.
2) Изучение анатомии губок на постоянных микроскопических препаратах. Зарисовать общую схему поперечного среза, отметив: пинакодерму, жгутиковые камеры и хоанодерму, мезохил с клеточными элементами (амебоцитами, ооцитами), парагастральную полость.
3) Изучение скелета губок. На постоянных препаратах рассмотреть и зарисовать скелет Geodia sp. (найти и зарисовать все типы спикул: микросклеры и макросклеры).
4) Рассмотреть под бинокуляром живую пресноводную гидру. Зарисовать и подписать: стебелек, желудочный отдел, гипостом, щупальца, батареи стрекательных клеток, почка (если есть).
5) Мацерация тканей живой губки при помощи метиленовой сини и изготовление временного препарата. Изучение под микроскопом типов клеток гидры. Зарисовка стрекательной клетки – пенетранты и эпителиально-мышечной клетки с длинными базальными мышечными отростками.
6) Изучение гистологических срезов через тело гидры на постоянных окрашенных препаратах. Нарисовать схему среза, отметив на ней слои клеток (эпидермис, гастродермис), слой неклеточного вещества (=базальная мембрана=мезоглея) и гастральную полость.
Всего 7 рисунков: внешний вид губки, схема поперечного среза, скелет геодии, внешний вид гидры, схема поперечного среза гидры, пенетранта гидры, эпителиально-мышечная клетка гидры.
Систематическое положение объектов:
Sycon sp.
Geodia sp.
Hydra sp.
Занятие 3. Trochozoa: кольчатые черви и моллюски
Содержание:
1) Изучение морфологии многощетинковых червей. Используя раздаточный материал, рассмотреть под бинокуляром фиксированных целых Nereis virens. Сделать крупный рисунок внешнего вида, отметить: простомиум, перистомиум, пальпы, антенны, глаза, перистомиальные усики, параподии, сегменты, зона роста, пигидий, анальные усики. Отдельно с постоянного тотального препарата зарисовать параподию, указать: нотоподию, спинной усик, невроподию, брюшной усик, щетинки, ацикулы.
2) Знакомство с морфологией панцирных моллюсков. Используя раздаточный материал, рассмотреть под бинокуляром хитона. Обратить внимание на выраженную внешнюю метамерию. Зарисовать хитона со спинной и брюшной стороны. Отметить: пластинки раковины, перинотум, голову, рот, ногу, ктенидии.
3) Изучение морфологии двустворчатых моллюсков. Зарисовать внешний вид беззубки, используя живые экземпляры, спокойно лежащие в кристаллизаторе с водой, подписать передний и задний конец, макушку раковины, вводной сифон, выводной сифон. Посмотреть раковины других двустворок и обратить внимание на замки, имеющие разное строение.
4) Изучение анатомии двустворок. Аккуратно разрезав мышцы-аддукторы и мышцы мантии, отделить одну створку так, чтобы мягкое тело осталось в другой створке. Удалить верхний (правы или левый) лоскут мантии. При помощи булавок укрепить створку с мягким телом на дне ванночки (булавки втыкаю рядом со створкой, чтобы зафиксировать ее между ними в неподвижном положении). Сделать крупный рисунок вскрытия, отметить: мантия, сифоны, нога, аддукторы, жабры, ротовые лопасти, рот, вскрытый перикард, сердце, область почки, печени, задняя кишка, церебро-плевральные и висцеро-париетальные ганглии. Вскрывать ногу для показа педальных ганглиев, средней кишки и гонады необязательно.
5) (*) Знакомство с морфологией брюхоногих моллюсков. Рассмотреть живую виноградную улитку, зарисовать внешний вид сбоку и подписать: голову со щупальцами, ногу, раковину, край мантии с легочным отверстием, половое отверстие (если видно).
6) Рассмотреть пустую раковину любого брюхоного моллюска, сделать крупный рисунок со стороны устья, подписать: завиток, последний оборот, устье, пупок (если виден), внутренняя губа устья, наружная губа устья, шов.
Всего 7 рисунков: внешний вид полихеты, внешний вид хитона со спинной стороны, внешний вид хитона с брюшной стороны, внешний вид беззубки, схема общей топографии органов на вскрытии беззубки, внешний вид живой виноградной улитки, схема организации турбоспиральной раковины любого брюхоного моллюска.
Систематическое положение объектов:
Nereis virens
Tonicella marmorea
Anodonta cygnea
Helix pomatia
Занятие 4. Trochozoa: плоские черви
Содержание:
1) Знакомство со свободноживущими плоскими червями на примере Dugesia gonocephala. Рассмотреть под бинокуляром и зарисовать живого червя. Отметить на рисунке: головные лопасти, глаза, ветви кишечника и глотку, которые обычно просвечивают через покровы.
2) Знакомство со строением сосальщиков. Используя разные тотальные препараты печеночной двуустки, рассмотреть под бинокуляром и зарисовать системы органов: пищеварительную (глотка, пищевод, главные и боковые ветви кишечника), выделительную (главный и боковые каналы), половую (желточники, яичник, оотип, матка, семенники, семявыносящие каналы, сумка цирруса). Сделать 3 разных рисунка, на каждом отметить в том числе и ротовую, и брюшную присоски.
3) Знакомство с морфологией ленточных червей. Используя бинокуляр и микроскоп, рассмотреть тотальные препараты участков тела свиного солитера. Зарисовать сколекс (крючья, присоски, шейка, боковые выделительные каналы) и гермафродитный членик (семенники, семявыносящий канал, семяизвергательный канал, циррус, половая клоака, яичник, желточники, оотип, скорлуповые железы, матка, влагалище).
4) Зарисовать внешний вид эхинококка, используя тотальные препараты.
Всего 7 рисунков: внешний вид турбеллярии, пищеварительная система печеночной двуустки, выделительная система печеночной двуустки, половая система печеночной двуустки, сколекс свиного солитера, гермафродитный членик свиного солитера, внешний вид эхинококка.
Систематическое положение объекта:
Dugesia gonocephala
Fasciola hepatica
Taenia solium и Echinococcus granulosus
Занятие 5. Ecdysozoa: Разнообразие ракообразных
Содержание:
1) Морфология щитня. Зарисовать внешний вид щитня со спинной и брюной стороны. Отметить сходное строение грудных и брюшных ножек.
2) Морфология калянуса. Зарисовать внешний вид калянуса сбоку. Отметить: разделение тела (синцефалон, грудь, брюшко, тельсон с фуркой), длинные одноветвистые антеннулы, двуветвистые кончности, сходные по строению на всех сегментах синцефалона и груди.
3) Морфология речного рака. Зарисовать внешний вид рака со спинной и брюшной стороны. Отметить разделение тела (головогрудь, брюшко, тельсон), обратить внимание на дифференцировку конечностей вдоль передне-задней оси тела).
4) (*) Знакомство со строением конечностей ракообразных. Аккуратно отделить от тела 3ю ногочелюсть вместе с жаброй и зарисовать. Отметить: базиподит, экзоподит, эндоподит, эпиподит.
5) Строение личинки ракообразных. Зарисовать науплиуса с тотального препарата и отметить науплиальный глаз, конечности, лябрум, тельсон с фуркой.
Всего 6 рисунков: внешний вид щитня со спинной стороны, внешний вид щитня с брюшной стороны, внешний вид рака со спинной стороны, общий вид калянуса сбоку, внешний вид рака с брюшной стороны, ногочелюсть III, науплиус.
Систематическое положение объекта:
Astacus leptodactylus
Lepidurus glacialis
Calanus sp.
Занятие 6. Ecdysozoa: Наземные членистоногие и нематоды
Содержание:
1) Знакомство с морфологие хелицеровых на примере скорпиона. Зарисовать внешний вид скорпиона со спинной и брюшной стороны. Отметить разделение тела на тагмы: просома, мезосома, метасома, тельсон с придатком, несущим ядовитую иглу, - и конечности просомы и мезосомы.
2) Знакомство с морфологией многоножек. Используя раздаточный материал рассмотреть внешнюю морфологию сколопендры и зарисовать ее со спинной стороны. Подписать: голова, туловище, ногочелюсти, антенны.
3) Знакомство с морфологией насекомых на примере таракана. Наркотизированного таракана рассмотреть и зарисовать со спинной стороны, раздвинув крылья с одной стороны. Подписать: голова (обычно со спинной стороны виден только ее узкий край), антенны, переднеспинка, среднеспинка, заднеспинка, надкрылье, крыло, ходильные ноги, брюшко, стигмы трахей, церки.
4) Знакомство с морфологией нематод на примере свободноживущей почвенной нематоды. Поставить под бинокуляр предметное стекло с нематодами и посмотреть их движения. Сделать временный препарат и зарисовать, рассматривая под микроскопом, живую половозрелую особь нематоды (самку или самца). Если нематоды слишком активны, то их следует немного нагреть, приложив предметное стекло, например, к лампочке. Отметить на рисунке общие черты строения: стому, фаринкс, бульбус с дробильным аппаратом, среднюю и заднюю кишку, половую систему.
Всего 5 рисунков: внешний вид скорпиона со спинной стороны, внешний вид скорпиона с брюшной стороны, внешний вид сколопендры, внешний вид таракана, внешний вид нематоды.
Систематическое положение объекта:
Buthus eupeus
Scolopendra sp.
Blaberus craniifer
Panagrellus aceti
Занятие 7. Иглокожие
Содержание:
1) Знакомство с морфологией иглокожих на примере морской звезды – Asterias rubens. Используя раздаточный материал, рассмотреть под бинокуляром и зарисовать внешний вид морской звезды с оральной и аборальной сторон. Отметить: лучи, ротовое отверстие, амбулакральные ножки, простые глазки, анус, мадрепоровая пластинка. Обозначить радиус и интеррадиус.
2) Провести вскрытие морской звезды и познакомиться с анатомией. Для вскрытия звезду кладут аборальной стороной вверх и проводят разрез вдоль боковых сторон каждого луча. Вокруг мадрепоровой пластинки и ануса оставляют кусочки кожи и их не срезают (!). Аккуратно снимают кожу с аборальной стороны, подрезая мезентерии, крепящие печеночные выросты. Закрепляют звезду булавками на дне ванночки и заливают водой. Из некоторых лучей удаляют печеночные выросты. Зарисовать общий вид вскрытия, отметить: оральная часть желудка, ретракторы желудка, аборальная часть желудка, печеночные выросты, прямая кишка, ректальные железы, гонады, ампулы амбулакральных ножек, осевой комплекс.
3) Вскрыть осевой комплекс (для этого аккуратно препаровальными иглами или ножницами разрезать целомическую стенку) и отдельно зарисовать амбулакральную систему и осевой орган. Для вскрытия необходимо разрезать стенки целома, окружающие осевой комплекс. Найти и подписать: каменистый канал, осевой орган, кольцевой канал амбулакральной системы, Тидемановы тельца (9шт).
4) Размножение иглокожих. Используя постоянные тотальные препараты, рассмотреть и сделать рисунок личинки морской звезды – бипиннарии. Отметить ресничные шнуры и пищеварительный тракт.
5) Знакомство с морфологией морских ежей на примере неправильного морского ежа. Сделать 2 рисунка ежа: со спинной и брюшной стороны. На внешнем виде со спинной (аборальной) стороны показать мадрепоровую пластинку и отверстия для выхода амбулакральных ножек, расположенные в 10 рядов, сближенных в 5 пучков. Указать на заднем конце тела 10 пальцеобразных выростов. На рисунке с брюшной (оральной) стороны хорошо заметно отверстие рта и анальное отверстие. (Эти ежи были собраны Темеревой Е.Н. у побережья Анголы. Ежи живут там на песчаном грунте, зарываясь в него на глубину около 1 см. Ползая в грунте, ежи оставляют за собой полосы от задних выростов и весь песок, где ежей живет много, выглядит под водой как будто причесанный гребешком).
Всего 7 рисунков: внешний вид звезды с аборальной стороны, внешний вид звезды с оральной стороны, общий вид вскрытия, осевой комплекс, личинка, внешний вид неправильного морского ежа с дорсальной стороны, внешний вид неправильного морского ежа с вентральной стороны,
Систематическое положение объектов:
Asterias rubens
Heliophora orbicula
Занятие 8. Зачет
На зачете преподаватель проверяет посещаемость каждого студента и отработки пропущенных занятий (если таковые были). К зачету студенты обязаны принести все рисунки за весь курс малого практикума. Все рисунки должны быть правильно оформлены и подписаны преподавателем. Зачет проходит как по материалу малого практикума, так и по лекционному материалу.