Описание:1. Цели научно-учебной практики «Полевые методы геокриологических исследований».
Целью научно-учебной практики является освоение методики геокриологической съемки и приобретение практических навыков проведения полевых геокриологических работ в криолитозоне
2. Задачи научно-учебной практики
Задачами научно-учебной практики являются:
1. Освоение методики геокриологической съемки:
- проведение геокриологической крупномасштабной геокриологической съемки на учебном полигоне и на прилегающих территориях;
- маршрутные наблюдения и наземное дешифрирование аэрофотоснимков
2. Составление геокриологических карт и разрезов.
3. Приобретение практических навыков в комплексных геокриологических исследованиях:
- термометрические наблюдения, обработка и анализ данных
- горно- проходческие работы, отбор образцов мерзлых пород и их описание
- геофизические исследования
4. Изучение способов строительства и других видов освоения криолитозоны.
3. Место научно-учебной практики в структуре ООП магистратуры 1-го года обучения
Данная практика базируется на специальных дисциплинах бакалавриата профилизации «Геокриология» («Геокриология», «Геокриологическая съемка и картирование», и др.), а также на учебной профильной Геокриологической зимней практике.
Прохождение практики необходимо для усвоения следующих дисциплин магистратуры: «Инженерная геокриология», «Геокриологический прогноз и мониторинг», «Геофизические методы исследований криолитозоны», «Экологическая геокриология».
4. Формы проведения научно-учебной практики - полевая
5. Место и время проведения научно-учебной практики
Коми республика, Ямало- Ненецкий автономный округ (ЯНАО), площадки стационаров, после 8 семестра.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-учебной практики
В результате прохождения данной научно-учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Универсальные компетенции:
– способность к сотрудничеству и партнерству, владение развитой системой философско-мировоззренческих, социокультурных и нравственных ценностей; способность осознавать свою роль и предназначение в разнообразных профессиональных и жизненных ситуациях; умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-1);
– способность ориентироваться в социально-экономической проблематике; адаптироваться к новым профессиональным технологиям, социальным явлениям и процессам, умение переоценивать накопленный опыт, анализировать собственные достижения и перспективы самосовершенствования (ОК-2);
– владение навыками управления коллективом, организации научно-исследовательских и производственных работ (ОК-4);
– способность к самореализации, активной жизненной позиции и эффективной профессиональной деятельности; развитию целеустремленности и настойчивости в достижении целей, самостоятельности и инициативности; способность принимать ответственные решения, эффективно действовать в нестандартных обстоятельствах, в ситуациях профессионального риска (ОК-5);
– обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
– способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (ОНК-2);
– способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-3);
– владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-5);
– владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области; способность создавать математические модели типовых профессиональных задач и интерпретировать полученные математические результаты, владение знаниями об ограничениях и границах применимости моделей; способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области физики (ОНК-6);
– владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-3);
- способность использовать профессиональные базы данных, работать с распределенными базами знаний (ИК-4);
– способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе (ИК-5);
– владение основными юридическими понятиями, навыками понимания юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты своих гражданских интересов и прав (ИК-6);
– владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ИК-9);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
Общепрофессиональные компетенции,
– способность самостоятельно осуществлять сбор геологической информации, использовать в научно-исследовательской деятельности навыки полевых и лабораторных исследований (ПК-1);
– способность глубоко осмысливать и формировать диагностические решения проблем геологии путем интеграции фундаментальных разделов геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, геологии горючих ископаемых, экологической геологии и специализированных геологических знаний (ПК-2);
– способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий, с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-3);
– способность применять на практике методы сбора, обработки, анализа и обобщения фондовой, полевой и лабораторной геологической информации (ПК-5);
– способность проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения; осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания (ПК-6);
– способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов геологических исследований при решении научно-производственных задач (ПК-7);
– умение использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения научных фундаментальных и прикладных исследований (ПК-8);
– способность к профессиональной эксплуатации современного полевого и лабораторного оборудования и приборов (в соответствии с профессиональной подготовкой) (ПК-9);
– готовность использовать в практической деятельности знания правовых основ недропользования, экономики, организации и планирования геологоразведочных работ, в том числе, с учетом принципов рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-10);
– способность свободно и творчески пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной геологической, геофизической, геохимической, гидрогеологической, инженерно-геологической, геокриологической, нефтегазовой и эколого-геологической информации для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);
– готовность к практическому использованию нормативных документов при планировании и организации полевых и лабораторных исследований (ПК-13);
– способность пользоваться нормативными документами, определяющими качество проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических работ (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-15);
– готовность к проектированию комплексных научно-исследовательских и научно-производственных геологических работ (ПК-17);
Профильно-специализированные компетенции:
– способность использовать профильно-специализированные знания в области инженерной геологии, гидрогеологии, геокриологии, инженерной геофизики и экологической геологии для решения научных и практических задач (ПК-21);
– способность использовать профильно-специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, экологии для освоения теоретических основ инженерной геологии, гидрогеологии, геокриологии и экологической геологии (ПК-22);
– способность использовать профильно-специализированные информационные технологии для решения инженерно-геологических, гидрогеологических, геокриологических и эколого-геологических задач (ПК-23).
В результате прохождения научно-учебной практики обучающийся должен:
- усвоить практические навыки методики геокриологической съемки;
- освоить методы получения геокриологических характеристик;
знать:
- перечень и возможности основных методов полевых исследований;
- основную полевую аппаратуру и приборы, применяемые при полевых исследованиях и изысканиях.
уметь проводить обработку, анализ и интерпретацию результатов полевых исследований (термометрических наблюдений, горно- проходческих работ и отбора образцов мерзлых пород, геофизических исследований и др.);
владеть навыками самостоятельного выполнения планирования, организации и проведения полевых геокриологических исследований.
7. Структура и содержание научно-учебной практики
Общая трудоемкость научно-учебной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№
п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Лекц. Самостоят. Раб.
1 Подготовительный этап (включает инструктаж по технике безопасности), знакомство с районом работ по фондовой и опубликованной литературе. 2 2 Собеседование, зачет
2 Маршрутные исследования, изучение состава отложений (закопушки, шурфы), определение глубин сезонного оттаивания, описание форм проявления экзогенных геологических процессов, привязка точек с использованием GPS. 24 зачет
3 Бурение скважин: описание керна, криогенного строения, отбор проб грунта на физические свойства, отбор монолитов. 18 зачет
4 Термометрические наблюдения в скважинах, обработка материалов и их анализ. 4 зачет
5 Геофизические работы (методы электроразведки, сейсморазведки при исследовании толщ многолетнемерзлых пород). Технологии профилирований, электромагнитных зондирований, томографии. 24 зачет
6 Изучение опыта строительства и эксплуатации инженерных сооружений в криолитозоне 12 зачет
7 Экскурсии на объекты экологических последствий техногенного воздействия на геокриологическую обстановку. 6 зачет
8 Камеральные работы, зачеты и защита отчета 16 защита отчета с оценкой
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-учебной практике
GPS-съемка, геокриологическое картирование, электропрофилирование, электромагнитное зондирование, методы преломленных волн, отраженных волн, общей глубинной точки, томографии, термометрические наблюдения, горно-проходческие работы.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на научно-учебной практике
Контрольные вопросы:
1. Методика отбора образцов мерзлых пород, маркировка, хранение.
4. Методика отбора образцов мерзлых пород для изучения механических свойств.
5. Закономерности формирования и особенности распространения геокриологических условий на площади съемки.
6. Методика описания криогенного строения пород.
7. Характер распространения и степень пораженности территории экзогенными геологическими процессами.
8. Строение геокриологического разреза по данным бурения.
9. Особенности температурного поля мерзлых пород по данным термометрических исследований.
10. Экологические последствия при техногенном воздействии.
11. Принципы строительства и обеспечение устойчивости сооружений на многолетнемерзлых грунтах.
12. Методы электро- и сейсморазведки при геокриологических исследованиях.
13. Геокриологическое строение района работ по данным электроразведки.
14. Геокриологическое строение района работ по данным сейсморазведки.
15. Информативность геофизических технологий при геокриологических исследованиях.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
собеседование, защита отчета, дифференцированный зачет
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-учебной практики
а) основная литература:
1. Ершов Э.Д. Общая геокриология. Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2002, 682с.
2. Зыков Ю.Д., Геофизические методы исследования криолитозоны. М. Изд-во МГУ, 1999, 243с.
3. Методы геокриологических исследований. Учебное пособие / Под ред. Э.Д.Ершова. М.: Изд-во МГУ. 2004, 512с.
4. Полевые методы геокриологических исследований. / Под ред Э.Д.Ершова, Г.И.Гордеевой. М.: Изд-во МГУ, 1986. 142с.
5. Полевые методы гидрогеологических, инженерно-геологических, инженерно-геофизических и эколого-геологических исследований. / Под ред. В.А.Королева, Г.И.Гордеевой, С.О.Гриневского, В.А.Богословского. М.: Изд-во МГУ, 2000, 352с.
б) дополнительная литература:
1. Геокриология СССР. Европейская территория СССР. / Под ред. Э.Д.Ершова. – М.: Недра, 1988-1989гг.
2. Геокриология СССР. Западная Сибирь. / Под ред. Э.Д.Ершова. – М.: Недра, 1988-1989гг.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
программа для решения теплофизических задач «Тепло»;
программы обработки геофизических данных IPI2WIN, EM-1D.