Описание:Учебный курс «Шведский язык для российских высших учебных заведений неязыкового профиля» был создан И. Я. Новицкой в 1998 году для преподавания шведского языка на факультете журналистики МГУ. Первоначально в нем была одна основная программа: «Шведский язык как основной иностранный язык». В том же 1998 году появилась еще одна программа: «Факультативный курс шведского языка».
Первой группой студентов, набранной на журфаке для изучения шведского языка, стала группа «Апрель». Эта группа студентов факультатива в количестве 60 человек была названа так потому, что начала свои занятия шведским языком с 1 апреля 1998 года. Сначала студенты обучались по созданной для них программе факультатива. Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 астрономических часа каждое, то есть в общей сложности получалось 8 академических часов в неделю – до 2008/2009 учебного года 1 академический час на факультете журналистики МГУ равнялся 30 минутам. Такой расклад времени был фактически идеален для студентов журфака, так как до 15 часов дня студенты успевали посетить значительное количество занятий, а во второй половине дня либо расходились по редакциям, где работали, либо изучали на факультативной основе дополнительные предметы, в том числе иностранные языки, ведь журналисты должны знать поистине многое, фактически хоть понемногу, но обо всем. Такая система образования позволяла журналистам, закончившим наш журфак, работать в редакциях периодических изданий, связанных с различными отраслями знаний: общественно-политических, медицинских, экономических, философских, литературных, в изданиях по искусству и т. д.
В 1998/1999 учебном году, когда студенты группы «Апрель» уже овладели основами шведской фонетики, руководство факультета позволило преподавателю ввести им дополнительное количество часов, в связи с огромным количеством студентов в этой языковой группе. Наши студенты получили количество часов как в языковом ВУЗе – 12 академических часов (т. е. 6 астрономических часов) в неделю и стали обучаться шведскому языку по программе № 1 «Шведский язык как основной иностранный язык». Таким образом, студенты группы «Апрель» отзанимались в 1998/1999 учебном году шведским языком 459 академических часов. Но это были только плановые занятия. «Апрелевцы», несмотря на их большое количество в группе, изучали шведский язык с таким энтузиазмом, что решено было апробировать на них методику «погружения». В период зимней и весенней сессий студенты занимались по этой методике один раз в неделю, а в зимние и летние каникулы – почти каждый день по 12 академических часов (6 астрономических часов). Таким образом, студенты группы «Апрель» прозанимались в общей сложности 24 дополнительных дня с общим количеством академических часов 278. Применение этой методики дало отличные результаты – к концу 1998/1999 учебного года студенты свободно заговорили по-шведски и стали регулярно получать стипендии Шведского института на летние курсы шведского языка. В Швеции студенты отлично зарекомендовали себя, и трое из них получили от Шведского института полугодовые стипендии в Народные Высшие Школы Швеции для совершенствования своих знаний шведского языка.
В настоящее время учебный курс «Шведский язык для российских высших учебных заведений неязыкового профиля» включает в себя пять программ обучения шведскому языку студентов факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Из них четыре программы обязательные, базовой части, и одна программа факультативная. Программа № 1: «Шведский язык как основной иностранный язык» – предусмотрена для обучения студентов дневного отделения. Программа № 2: «Шведский язык как основной иностранный язык для студентов международного отделения» – составлена для обучения студентов-международников дневного отделения. Программа № 3: «Шведский язык как второй иностранный язык» – сделана для студентов, изучающих второй иностранный язык. В основном это студенты-международники дневного отделения. Программа № 4: «Шведский язык для учащихся магистратуры» – имеет в виду специалистов, получающих второе высшее образование». Программа № 5: «Факультативный курс шведского языка» – предусмотрена для обучения студентов дневного, вечернего и заочного отделений, которые выбирают шведский язык дополнительно, по желанию.
Все эти программы создавались на факультете журналистики МГУ с 1998 по 2003 год.
В учебном курсе «Шведский язык для российских высших учебных заведений неязыкового профиля» определено место предмета «шведский язык» в учебном плане той или иной программы курса, обозначена структура программ курса «Шведский язык для высших учебных заведений неязыкового профиля», рассмотрены статус и основные содержательные направления программ и определены цели обучения студентов шведскому языку. Все программы курса «Шведский язык для российских высших учебных заведений неязыкового профиля» состоят из трёх разделов: 1) «Развитие речевых навыков и коммуникативной компетенции», 2) «Языковой материал», в котором определено, какие разделы фонетики, морфологии и практической грамматики изучаются студентами на том или ином курсе, и 3) «Лингвистический материал», в котором обозначены тематика текстов и ситуаций общения на шведском языке, тематика функциональных речевых актов и даны основы страноведческих знаний. В конце каждого раздела, посвященного тому или иному году обучения, во всех программах даны списки основных учебных пособий, дополнительных учебных материалов, аудиокурсов, литературы для аудиторного и домашнего чтения, материалов сети Интернет, а также определены формы текущего и итогового контроля.