Описание:Автором курса выделяются два основных типа мировосприятия, свойственных человеку и обществу в определённые периоды становления и развития и, соответственно, доминирующие в определённых культурах – аналитический и собственно мифопоэтический. Оба эти типа мировосприятия равно необходимы человеку, так как аналитика имеет дело с человеческим существованием и отвечает за вопросы, связанные со стремлением человека к реальности, тогда как мифопоэтика обосновывает и поддерживает человеческое бытие, отвечая за весь круг вопросов, связанных со стремлением человека к смыслу и с возможностью его совмещения со стремлением к реальности. При этом миф отнюдь не синонимичен мифопоэтике, так как неизбывное стремление к созданию «мифического» и «квази-мифического» есть характеристика человеческого и потому обнаруживается в любой культуре и в любом типе мировосприятия – в том числе и аналитическом. Особенности же восприятии пространства, времени, принципов причинности, типы коллективной памяти и социальной структуры, восприятие себя и Другого в мифопоэтике будут разительно отличаться от аналитических. Иными словами, можно сказать, что если рассматривать эти два типа мировосприятия диахронически, то при переходе от одного из них к другому происходит изменение всей структуры, что «внешне проявляется в том, что слова приобретают иное значение, чем они имели раньше, и задаются иные, чем прежде, вопросы» . Какие именно - и будет рассмотрено в рамках предложенного курса.
Курс является своего рода междисциплинарным исследованием и обращается ко множеству различных областей философского и научного знания: к философской антропологии, социальной философии, эпистемологии, психологии, культурологии, лингвистике, философии физики и др. В связи с этим он может быть интересен студентам и аспирантам различных факультетов, которые хотят знать, что такое миф, или которые хотели бы понять, почему мы воспринимаем мир и себя так, а не иначе – и каким может быть это самое «иначе».