Описание:В курсе лекций рассказывается о классической постановке вопроса об уме и безумии, согласно которой ум связан с самостью, а безумие – со страстями. В свою очередь, глупость возникает как следствие проникновения в сознание человека мыслей без согласия на то самого человека.
Смена перспектив в философии определяется концептуализацией такого события, как «взрыв галлюцинаций». Галлюцинации – это одновременно бытие и мысль о бытии. Вместе с галлюцинациями появляются «вещи», которые существуют, если мы относимся к ним как к чему-то действительно существующему. Человек становится причиной существования объектов своих представлений.
Попытка соединить воображаемое и реальное создает искусство. А попытка придать бессмысленному смысл порождает речь. Смена перспектив, переоценка ценностей в философии обнажили несколько простых истин:
1. Адекватным способ существования человека является молчание.
2. Сознание возникает не для познания, а для воздействия человека на самого себя.
3. Мыслящее существо может быть неразумным, а разумное – не мыслящим устройством.
Несовпадение человека с самим собой указывает на то, что человек обречен быть «существом без сущности». В современной философии человека утверждается также необходимость разрыва между субъективностью и субъектом.
Темы лекций:
1. Классическая постановка вопроса об уме и безумии.
2.Неклассическая постановка вопроса об уме и безумии. Концептуализация в философии человека понятий «взрыв галлюцинаций» и «абсурд».
3. Три уровня объективации грез: реальное, воображаемое и языковое.
4. Речь как способ соединения воображаемого и реального. Бред и безумие.
5. Искусство как непрерывно возобновляемое возвращение в доязыковое состояние. Аутизм и шизофрения творчества.
6. Наскальная живопись - след первичной презентации человека-художника.
7. Парменид и понимание галлюцинаций как самораскрывающейся сути человека.
8. Молчание и аффектация самости без Я.
9. Субъект и субъективность после того, как язык встал на место сознания. Нуждается ли интеллект в сознании?
10. Несовпадение с собой человека как его субъективность.
11. Говорящее Я. Прагматика речи и коммуникативных практик.
12. Сознание как первичное самоограничение человека.
13. Клиповое сознание.