Аннотация:Актуальность темы исследования заключается в её связи с развивающейся областью психологии, исследующей личностный самоактуализационный потенциал человека. Личностный самоактуализационный потенциал активно изучается такими учеными, как Л.А. Александрова, Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев, С.А. Наличаева, О.В. Митина, Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова и др. В настоящий момент ими определяются составляющие его компоненты, разрабатываются методы изучения, описываются прикладные аспекты и т.д. Данная работа посвящена рассмотрению связи личностного самоактуализационного потенциала и копинга, который рассматривается в трудах таких ученых, как Е. Бирн, Р. Лазаруса, Л. Мерфи, С. Фолкман, С. Хоббфола и других. В связи со значимостью данного направления в теории и практике существует необходимость ее пополнения новыми исследованиями и теоретическими обобщениями.
Цель исследования: выявить и описать особенности личностного самоактуализационного потенциала в основе копинг-ресурсов современной молодежи.
Объект исследования: личностный самоактуализационный потенциал
Предмет исследования: личностный самоактуализационный потенциал в основе копинг-ресурсов современной молодежи в экстремальной ситуации.
Гипотезы исследования:
1) существуют значимые различия между состояниями человека на разных этапах нарастания экстремальности ситуации;
2) высокий уровень самоактуализационного потенциала связан с выбором конструктивных копинг-стратегий.
Цель работы и выдвинутая гипотеза обусловили постановку следующих задач:
1) основе теоретического анализа описать психологические особенности современной молодежи, структуру ее личностного самоактуализационного потенциала и специфику копинга в экстремальной ситуации;
2) оценить компоненты самоактуализационного потенциала у современной молодежи;
3) диагностировать стресс в экстремальной ситуации у представителей современной молодежи;
4) исследовать копинг-поведение и сравнить копинг-стратегии по С. Хобфолу и Р. Лазарусу;
5) оценить компоненты самоактуализационного потенциала у современной молодежи;
6) проанализировать особенности личностного самоактуализационного потенциала у представителей молодежи с разными копинг-стратегиями;
7) оценить роль личностного самоактуализационного потенциала как копинг-ресурса в экстремальной ситуации.
Методологической основой исследования послужили теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах таких исследователей, как М.А. Беребин и Л.И. Вассерман, С. Хобфолл, С.В. Чермянин, Ч.Д. Спилбергер, Л.П. Баданина, Дж. Гилфорд, А.Д. Леонтьев, А.А. Реан, Ф. Шварц, В.М. Ялтонский, З. Фрейд, Г. Селье, Л. Мерфи и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: эксперимент, наблюдение, индивидуальная беседа, психодиагностическое тестирование при помощи методик в бланковой форме:
1) опросник «Самочувствие, активность, настроение», В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников, 1973 год;
2) шкала тревожности, Ч. Д. Спилбергер, 1964 год;
3) собственная методика самоотчета;
4) опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», С. Хобфолл, 1994 год;
5) опросник «Способы совладающего поведения», Р. Лазарус, С. Фолкман, 1988 год;
6) тест «Смысложизненные ориентации», Д.А. Леонтьев, 2006 год;
7) самоактуализационный тест, Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз, 1987 год;
8) методика изучения мотивов учебной деятельности, А.А. Реан, В.А. Якунин, 1994 год;
9) опросник «Методика исследования самоотношения», С.Р. Пантелеев, 1989 год;
10) ценностный опросник, Ш. Шварц,1992 год;
11) методика предельных смыслов, Д.А. Леонтьев, 1999 год.
Эмпирическая база: исследование проводилось в условиях однодневного туристского похода, содержащего в специально разработанной программе многочасовое нахождение в подземном бункере. Тестирования проводилось в 4 среза по мере нарастания стресса в рамках экспериментальной программы. Кроме этого, были проведены индивидуальные беседы и тестирование в аудиторных условиях.
Выборку составили 22 человека, студенты Филиала МГУ в г. Севастополе, возраста от 19 до 24 лет (12 женщин и 10 мужчин).