Аннотация:Дипломная работа Громовой Д.С. посвящена важной фундаментальной проблеме того, как значение слова влияет на его эмоциональную оценку. Идея эксперимента заключалась в том, чтобы сравнить изменение эмоционального содержания особых неречевых звуков (криков, издаваемых животными – кошкой домашней) в результате специального процесса обучения, в ходе которого некоторые из этих звуков получили определенное значение. Исследование предполагало комплексное применение психофизиологических методов, что позволило установить не только сам факт исследуемого влияния, но и его мозговые механизмы. Эмоции – древняя и глубокая неосознаваемая система. Семантика молодая, связанная с членораздельной речью. В речи выделяются содержательная и эмоциональная стороны. Они в какой-то степени независимы и одновременно взаимосвязаны. Остается не до конца понятно, в какой степени смысл слова влияет на восприятие его эмоциональной составляющей. Решение этой проблемы сталкивается с рядом методических трудностей, поэтому было решено использовать не звуки человеческого языка, а звуки, которые не являются звуками речи, однако несут в себе эмоциональную окраску – звуки, издаваемые кошками в различных ситуациях. В этом исследовании эти звуки рассматриваются как эмоционально наполненные, но не несущие семантической составляющей, поскольку они не являются частью человеческого языка.
Идея эксперимента заключалась в том, чтобы сравнить изменение эмоционального содержания этих неречевых звуков в результате специального процесса обучения, в ходе которого некоторые из этих звуков получили определенное значение; а также установить мозговые механизмы, отвечающие за этот процесс.
Цель исследования: Выявить влияние означивания (появление семантической нагрузки) на восприятие эмоций, а также изучение психофизиологических механизмов, лежащих в основе этого процесса.
Объект исследования: Влияние семантического значения стимула на его эмоциональную оценку.
Предмет исследования: Пространственно-временное формирование функциональных мозговых систем в процессе придания семантического значения стимула.
Выводы
1. Формирование семантического значения стимула может систематически повлиять на эмоциональную оценку соответствующего стимула.
а) Значимое изменение оценки стимула происходит при возможности оценить его характеристику по заданной шкале.
б) Неозначенные стимулы могут измениться в связи с изменением всей системы признаков.
2. Механизмы формирования семантического значения обладают специфическими пространственными и временными характеристиками.
а) Наибольшее изменение амплитуды графиков вызванного потенциала наблюдается по отведениям C3, C4, F3, F4, Cz, Fz.
б) Компонент Р1 значимо изменился на участке 100-150 мс; компонент N1 претерпевает значимые различия от 200 до 250 мс; поздний компонент начинает значимо различается на временном промежутке с 400 мс.
3. Данные функциональной магнитно резонансной томографии показывают, что:
а) уменьшилась активность островковой зоны во второй серии «После обучения»;
б) увеличилась активность предклинья во второй серии «После обучения».