Аннотация:В работе проведен глубокий анализ основных подходов к определению термина «бизнес-модель», уделено особое внимание ценности как ключевому элементу бизнес-модели любого современного предприятия, обеспечивающего удовлетворение потребностей потребителей при достижении нормы прибыли владельцев, выявлена взаимосвязь бизнес-модели со стратегией, что придает работе комплексный характер. Описывая типовые структуры бизнес-моделей, автор руководствуется не только популярными (и зачастую признаваемыми единственно верными) работами, но и менее «раскрученными» альтернативными источниками, что отражает склонность автора к исследовательской работе и позволяет делать обоснованные выводы.
Структура работы логична – акцентируя внимание на ценности как ключевом элементе бизнес-модели, автор далее справедливо рассматривает такие методы оценки результатов деятельности компаний как анализ на базе решетки ценности, миграции ценности, выявления разрывов в стратегических компетенциях. Особое внимание уделяется роли ключевых показателей эффективности (KPI), концепции выделения ключевых факторов успеха (КФУ), системы сбалансированных показателей (BSC) и системы управления по результатам в повышении эффективности организации в рамках изменения бизнес-модели.
Несомненным достоинством работы является ее практическая часть, где рассмотрены способы повышения эффективности трех типов бизнеса – стартапов, среднего и крупного бизнеса, для каждого из которых выявлены наиболее проблемные области и предложены стратегии преодоления ограничений имеющихся бизнес-моделей. Работу отличает обилие авторского анализа множества практических примеров: в рамках сделанного вывода о решающей роли человеческого фактора при принятии решений в крупном бизнесе, автор критически рассматривает модель управления персоналом в ООО «Газпром трансгаз Югорск», выявляет ключевые проблемы в бизнес-модели ООО «Газпром бурение» и предлагает систему мер по ее модификации для повышения эффективности деятельности, что еще раз подтверждает успешное достижение цели дипломной работы.
Учитывая, что правильно выстроенная бизнес-модель помогает компаниям своевременно адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, представляется, что предложенные автором рекомендации могут оказаться полезными широкому кругу российских предприятий. В данной связи результаты дипломной работы А.В.Смирновой могут иметь практическое значение.
Работа написана на высоком уровне: обоснованность выводов достигается за счет подкрепления основных тезисов практическими примерами, а творческий характер работы свидетельствуют о склонности ее автора к исследовательской деятельности, которая, несомненно, должна быть продолжена.