РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕГО ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙдипломная работа (Специалист)
Аннотация:Актуальность темы исследования: В современном мире в связи с повсеместной компьютеризацией рабочих мест и появлением удаленных рабочих мест профессионалы в самых разных областях должны справляться с новыми вызовами, с увеличивающейся когнитивной и дополнительной эмоциональной нагрузкой (Messenger et al., 2017). Все чаще в психологических работах появляется термин «когнитивные ресурсы», который в самом общем виде можно обозначить как актуализацию разных компонентов когнитивного, понятийного, метакогнитивного и интенционального опыта (Холодная, 2002). Однако до сих пор возникает много вопросов, связанных с пониманием того, что такое когнитивные ресурсы, каким образом они структурируются и трансформируются под влиянием профессиональной деятельности (Hobfoll, 1989; Хазова, 2015; Холодная, Ожиганова, 2016). Также важно проанализировать сдвиги и перестройки когнитивных ресурсов в процессе возрастающей информационной нагрузки и эмоционального напряжения (Канеман, 2013).
Актуальной является проблема объективных и компактных методов оценки сотрудников, оценки как их текущего состояния, так и потенциала к выполнению различных видов профессиональных задач. Нужны инструменты оценки персонала, которые бы предсказывали эффективность сотрудника в определенной должности с конкретными обязанностями. Значимой является задача определения путей развития и поддержания когнитивных ресурсов человека (Waller, Nadel, 2013).
Цель: исследование особенностей распределения когнитивных ресурсов представителей разных профессий в условиях возрастающего операционального и эмоционального напряжения.
Объект – когнитивные ресурсы как компонент функционального состояния человека.
Предмет – распределение когнитивных ресурсов в условиях операционального и эмоционального напряжения.
Задачи: 1. Анализ существующих ресурсных подходов в психологической науке; методологический анализ и обоснование термина «когнитивные ресурсы»;
2. Анализ психодиагностических подходов, используемых для оценки когнитивных ресурсов;
3. Проведение экспериментальных и психодиагностических сессий для выявления особенностей использования когнитивных ресурсов в условиях повышающегося операционального и эмоционального напряжения;
4. Сравнение продуктивности выполнения разнотипных задач в различных условиях и разными профессиональными группами.
Гипотезы: 1) под влиянием эмоциональной и операциональной напряженности происходит реорганизация в системе использования когнитивных ресурсов;
2) представители разных профессиональных групп различаются по характеру использования когнитивных ресурсов в условиях повышения операциональной и эмоциональной напряженности.
Методы: В работе применяется комплекс компьютеризованных когнитивных методик: «Объем внимания», «Поиск в кратковременной памяти», «Оперативная память», «Ментальные вращения», «Анаграммы», разработанных в лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ, позволяющий задавать уровни информационной нагрузки и создавать ситуации рутинного и эмоционально напряженного выполнения задач. Также используется комплекс методик-опросников, направленных на оценку ситуативного состояния тестируемых.