Аннотация:Если государства начинают процесс интеграции, то они вынуждены формировать международные институты, которые должны брать на себя заботу о формировании единой, внутренне непротиворечивой правовой целостности, используя широкий арсенал международно-правовых средств. При этом успех функционирования интеграционного объединения во многом зависит от деятельности Суда интеграционного объединения, целей его создания и компетенций, которыми он наделяется. Евразийский экономический союз является очень молодым региональным интеграционным объединением, хотя процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве начались сразу после прекращения существования СССР и создания Содружества Независимых Государств, а так же на пространстве СНГ функционировали различные органы международного правосудия, Суд ЕАЭС играет в настоящий момент очень важную роль в процессе реальной экономической интеграции, в рамках международной региональной организации.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Региональные интеграционные объединения, созданные в форме международной организации, обладают рядом самостоятельных характеристик: специфика целей создания; наличие субординационного метода регулирования отношений интеграционного объединения и государств-членов; большая степень императивности межгосударственных объединений и их власти, распространяющейся на национальные государства; а так же наличие судебных институтов для разрешения правовых споров.
2. В настоящий момент довольно сложно говорить о праве ЕАЭС как самостоятельной системе права, скорее следует говорить о нормах и принципах, регулирующих деятельность, как самой ЕАЭС, так и государств-членов ЕАЭС, а так же несколько сложно говорить, что Суд ЕАЭС формирует право ЕАЭС, а скорее его деятельность направлена на оценку соответствия или несоответствия международных договоров Договору о ЕАЭС, решений интеграционных органов и соблюдение норм Договора Союза.
3. Компетенциями Суда ЕАЭС на сегодняшний момент являются:
рассмотрение споров, возникающих по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению государств-членов о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору и о соблюдении другими государствами-участниками Договора о ЕАЭС между- народных договоров в рамках ЕАЭС и (или) решений органов ЕАЭС, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений;
рассмотрение споров как по заявлению государства-члена ЕАЭС, так и по заявлению хозяйствующего субъекта о соответствии решений Евразийской экономической комиссии или его отдельных положений Договору о ЕАЭС, международным договорам в рамках Союза и об оспаривании действия или бездействия Комиссии;
рассмотрение иных споров государствами-членами ЕАЭС, разрешение которых прямо предусмотрено Договором о ЕАЭС, международными договорами в рамках ЕАЭС, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной или иными международными договорами между государствами-членами ЕАЭС;
вынесение консультативных заключений, относительно толкования Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС, решений органов ЕАЭС и международного договора ЕАЭС с третьей стороной.
При этом у Суда ЕАЭС отсутствуют следующие компетенции: вынесения преюдициальных заключений и утверждение собственного регламента.