Аннотация:Ключевые понятия: зрительное восприятие, зрительные иллюзии, трехуровневый подход к исследованию зрительных иллюзий, 3-D восприятие, технология виртуальной реальности.
Цель работы: изучение перцептивных характеристик трехмерных зрительных иллюзий, а именно, воспринимаемого размера в иллюзии Мюллера-Лайера, светлоты в иллюзии одновременного контраста и воспринимаемой яркости в иллюзии Вазарели посредством технологии виртуальной реальности (ВР).
Объект исследования: зрительная система человека, предмет исследования: перцептивные характеристики трехмерных зрительных иллюзий.
Теоретические основания: многочисленные экспериментальные исследования, проведенные за последние два десятилетия в области нейрофизиологии и когнитивной нейрологии, показали, что процесс формирования перцептивного образа является многоуровневым, и на каждом уровне действуют специфические механизмы обработки информации. Многие исследователи (Coren, 1978; Gregory, 1997; Adelson, 2001; Gilchrist, ? : Logvinenko, Menshikova, 1993) используют трехуровневую структуру обработки информации для объяснения результатов, полученных при исследовании зрительных иллюзий. Иллюзорный эффект может возникать вследствие работы механизмов как только одного, сенсорного низшего уровня, так и двух других (кортикального и когнитивного) вышележащих уровней в совокупности, в зависимости от параметров паттерна, к которым можно отнести наличие или отсутствие пересечения линий, конфигурацию этих линий, перепады светлоты и цвета, наличие трехмерных 3-D признаков в сцене и др.). ,
Гипотезы исследования: добавление в сцену зрительного признака когнитивного уровня - признака диспаратности, может привести к изменению перцептивных характеристик трехмерной 3-D конфигурации зрительных иллюзий по сравнению с плоской 2-D конфигурацией. Следовательно, выраженность иллюзорного эффекта, которая рассчитывается на основе изменения перцептивных характеристик, будет различаться для 2-D и 3-D вариантов зрительных иллюзий.
Методика эксперимента: предъявление 3-D конфигураций зрительных иллюзий осуществлялось посредством технологии ВР. Для измерения выраженности иллюзорного эффекта был использован метод констант в иллюзиях Мюллера-Лайера и одновременного контраста и метод парных сравнений Терстоуна в иллюзии Вазарели.
Результаты: 1) как в двумерных, так и в трехмерных конфигурациях иллюзии Мюллера-Лайера, созданных таким образом, что сравниваемые линии лежат в одной плоскости, а индуцирующие наконечники – в других плоскостях (углубляются внутрь или выходят наружу), иллюзорный эффект уменьшился; 2) в 3-D конфигурациях иллюзии одновременного контраста усиление/уменьшение выраженности иллюзорного эффекта наблюдалось только в тех случаях, когда оцениваемые поверхности некомпланарны между собой и образуют разные вертикальные углы с фоном; 3) иллюзорный эффект усиливается при предъявлении иллюзии Вазарели в 3-D конфигурации - в виде выступающей на наблюдателя пирамиды или же, наоборот, углубляющегося внутрь туннеля.
Выводы: результаты экспериментов показали, что когнитивный механизм стереозрения вносит свой специфический вклад в возникновение иллюзорного эффекта изученных нами иллюзий, что согласуется с теоретическими положениями трехуровнего подхода к зрительному восприятию. Добавление в зрительную сцену важного зрительного признака когнитивного уровня – диспаратности - приводит к изменению перцептивных характеристик (размера, светлоты, яркости) трехмерных конфигураций зрительных иллюзий. Соответственно, выраженность иллюзорного эффекта, рассчитываемая на основе изменения перцептивных характеристик, также различается для 2-D и 3-D конфигураций.