Аннотация:В работе поставлена цель выявить значение и функциональность сакбе как способа коммуникаций древних майя. Для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи. Во-первых, определить основные способы взаимодействия различных поселений и общин древних майя для определения места сакбе в системе их коммуникаций. Во-вторых, описать конструкцию сакбеоба, географические и физические особенности их положе-ния, определить материалы, которые использовались при строительстве дорог, а также, по возможности, восстановить технологию сооружения дорог. В-третьих, выяснить, какое значение имели дороги и дорожная система в жизни древних майя, определить функции дорог, а также установить отражение феномена сакбе в языковой культуре майя.
Изучение материала источников и историографии по данной проблеме, были сделаны сделаны следующие выводы. Во-первых, взаимодействие между отдельными группами майяского населения происходило на протяжении всей истории майяского общества, поэтому сложилась система коммуникаций, которая проходила либо по водным путям, либо по сухопутным дорогам. Большое значение в этой системе имели дороги. Во-вторых, в языке майя сложилась довольно подробная терминология для конкретных типов дорог, кроме того, известно большое количество упоминания в иероглифических текстах, что свидетельствует о значимости дорожной системы для повседневной и духовной жизни майя. Ввиду обширности темы и археологического материала по данной теме, было принято решение проанализировать конструкцию, особенности и значение сакбе на примере одного политического центра майя классического периода – города Караколя. Исследователь пришел к выводам, что сакбеоб Караколя представлял собой радиальную сесть дорог, соединяющих окраинные районы с центром. По своей конструкции дороги Караколя схожи с аналогичными памятниками, а также платформами для построек. Кроме того, по результатам исследования было отмечено, что дорожная система Караколя имела важное значение в политической и экономической интеграции города и в общественном развитии в целом.