Аннотация:Конец XX начало XXI – века характеризуется теоретическими изменениями в определении целей, задач, содержания и функций образования. В новых условиях суверенизации таджикского общества в значительной мере расширяются и видоизменяются функции образования. Они включают в себя факторы обеспечения социальной стабильности и национального единства, востребованности культуры предков, сохранения и умножения нравственного, физического и психологического здоровья подрастающего поколения, воспитания творческой ориентации, активной позиции и ответственного отношения к личности будущих граждан.
Осуществление этих государственных целей и задач требует от сферы образования, в частности, среднего профессионального образования и всех структур общества пересмотра своих взглядов и ориентиров применительно к образованию и воспитанию, нового понимания функции и содержания обучения и воспитания, поиска и применения передовых, прогрессивных и, эффективных педагогических технологий, гибких демократических организационных форм обучения и воспитания, гуманистических и демократичных взаимодействий, взаимопонимания и сотворчества педагогов и обучаемых в педагогическом процессе. Все более очевидным становится, что переход к рыночной экономике и демократическому устройству неразрывно связан с особым вниманием государства и общества к деятельности образовательных учреждений, к условиям жизни и труда педагогов и всех работников сферы образования.
Поэтому сегодня в системе среднего профессионального образования Республики Таджикистан идет глубокое реформирование и модернизация системы образования, так как невозможно решить новые потребности общества без существенной модернизации структуры образовательных учреждений, подготовки высококвалифицированных кадров, обеспечения их существенно более высокого социального и материального статуса. Для решения насущных проблем современного среднего профессионального образования необходимо не только научное обоснование, но и взвешенное использование опыта прошлого на основе историко-педагогического изучения состояния системы среднего профессионального образования, лучшие элементы которой, могут быть использованы сегодня и в перспективе.