Организация, в которой проходила защита:
МГУ, исторический факультет
Год защиты:2020
Аннотация:В этой работе был рассмотрен ряд чинов Которского понтификала. Мы
сравнили их с соответствующими чинами из опубликованных рукописей
романо-германской традиции, Беневентанского понтификала и понтификала
Дубровника. Это сравнение подтвердило, что Которский понтификал, в
ранних чинах которого содержится множество элементов из понтификалов
беневентанского круга южной Италии, представляет собой синтез
нескольких вариантов литургических традиций.
Некоторые особенности обряда посвящения храма из Которского
понтификала, ссылки на святого покровителя Котора Трифона Апамейского,
специфические черты беневентанского письма, использованного при
составлении этого собрания, заметные связи Котора с Южной Италией и
бенедиктинским монашеством и наконец очевидное влияние итальянских
романских образцов (в особенности храма в Монтекассино) на архитектуру
освященного в 1166 г. собора св. Трифона позволяют с большой долей
вероятности указать на возможный исторический контекст появления
понтификала.
В работе были рассмотрены ранние чины, посвященные нескольким
основным обрядам: обряду освящения церкви, благословлению церковного
колокола, рукоположению в низшие чины, рукоположению пресвитера,
посвящению в епископы. Основу всех чинов составляла романо-германская
практика, которая дополнялась беневентанскими, монтекассинскими и
далматинскими чертами. Авторы Которского понтификала имели в
распоряжении несколько рукописей, в том числе беневентанские и
монтекассинские, с помощью которых составлялись чины которской
рукописи. Южноитальянские рукописи были знакомы авторам благодаря
тесным связям Италии и Далмации. Чины, рассмотренные в работе,
вписываются в исторический контекст далматинского побережья. Отсылки к
св. Трифону подчеркивает важность установления агиографической
традиции Cвятого в регионе при освящении нового собора в честь Святого.
Различные заимствования из других рукописей, помогают понять каким
иностранным влияниям подвергалась Далмация. Которский понтификал
оказал значительное влияние на авторов других далматинских рукописей.
Многие региональные черты литургических чинов понтификале из Котора
отразились в понтификале Дубровника. Таким образом, литургические чины
Которского понтификала являются ярким отражением исторических реалий
Котора XII века.
Эта бакалаврская работа лишь обозначила наиболее важные моменты,
касающиеся происхождения Которского понтификала, его принадлежности к
определенной богослужебной традиции и последующего влияния на
далматинскую церковную практику. Она является своего рода введением в
дальнейшее детальное изучение текста понтификала путем сравнительного
анализа понтификальных текстов до XII в. и далматинских понтификалов
более позднего периода для выявления общего и особенного в далматинском
богослужении. В конечном счете это позволит обогатить новыми деталями
историческую картину церковной жизни в Которе в XII в.