Аннотация:Целью нашего исследования было проведение социологического анализа представлений современных московских студентов о счастье и способах его достижения в обществе потребления. Для достижения данной цели нами были выдвинуты задачи и сформулирована гипотеза исследования. Гипотеза заключалась в том, что в современной России ценности общества потребления осложняют достижение счастья молодым людям.
В ходе работы были рассмотрены теоретико-методологические основы изучения способов достижения счастья в обществе потребления. Мы обратились к трудам Т. Веблена, Г. Дебора, Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари и Ж. Делеза, Э. Фромма, М. Аргайла, Э. Динера, В. Франкла, М. Викинга и М. Чиксентмихайя. Были даны содержательные и операциональные определения ключевым понятиям. В рамках данного исследования счастье трактовалось нами как субъективная категория самоотчёта индивида о состоянии удовлетворённости условиями своей жизни, получаемого от жизни удовольствия и самоактуализации. Способом достижения счастья, в таком случае, мы назвали образ действий, направленный на обретение состояния, определяемого индивидом как счастье. При этом общество потребления мы рассматривали как систему общественных отношений, в которой ключевое место занимают потребление, его демонстративность, обладание вещами, потребность в вознаграждении и отчуждённость от деятельности как реакция на общественное давление.
Далее, нами было проведено эмпирическое исследование, включающее в себя сбор и дальнейший анализ первичной и вторичной информации.
В ходе фокус-группового исследования мы выяснили, что большинство молодых людей понимают счастье как внутреннюю энергию и наполненность жизни смыслом, однако присутствует статистически значимая доля тех, кто рассматривает его с гедонистической точки зрения вплоть до идентификации себя со своими доходами и вещами. Избираемыми способами достижения счастья московские студенты называли (1) выстраивание взаимоотношений со значимыми людьми (поиск взаимной любви или человека, который их понимает, время, проведенное с семьёй и друзьями, устранение проблем в близких отношениях); (2) личностный рост (постановку и достижение новых целей, самореализацию); (3) рефлексию и самоанализ, поход к психотерапевту; (4) восстановление режима сна, питания, соотношения работы и отдыха; (5) хобби; (6) потребительство и шоппинг.
Обретаемое этими путями счастье измерялось в онлайн-анкете несколькими показателями, наиболее наглядным из которых является «Лестница жизни». Согласно полученным нами данным, средний уровень удовлетворённости жизнью молодёжи в Москве составил 6,37 из 10. В целом, уровень счастья современного московского студенчества достаточно высок: 75,7% в той или иной степени счастливы. Однако, индекс счастья московской молодёжи на 16,3 пункта ниже, чем в целом по стране согласно данным ВЦИОМа.
В этой же анкете «установка на потребление» измерялась нами в показателях реального и потенциального потребления, и, как мы выяснили в ходе количественного анализа, их уровень в значительной степени разнится. Не все имеют возможность удовлетворить свои покупательские способности.
Для проверки гипотезы исследования мы сопоставили зависимые переменные уровня счастья с независимыми переменными степени приверженности ценностям потребления и выявили значимую корреляцию среднего уровня, равную -0,322, а также ряд значимых корреляций слабой силы, равных -0,223, 0,137 и -0,118. Значит, с одной стороны, молодые люди стремятся компенсировать недостаток счастья приобретением товаров и услуг, а с другой, получают лишь временное наслаждение и остаются всё также недовольны своей жизнью. Так как наличие связи подтвердилось и в количественном и в качественном исследовании, у нас нет оснований отрицать верность поставленной гипотезы. Тем не менее, выявленные связи, а также анализ онлайн-опроса и детализированные данные глубинных интервью демонстрируют, что основной помехой на пути индивида к счастью являются его глубинные страхи, а культура потребления лишь обостряет их. Элементы культуры успеха в социальных сетях, как части потребительского механизма, способны вызывать негативные эмоции. Тем не менее, в результате анализа теоретических источником, мы выяснили, что потребительство удовлетворяет не естественные, а «ложные» потребности индивида, а потому не может являться основой человеческого несчастья в отличие от проблем со здоровьем или с личной безопасностью.
Основываясь на анализе теоретических источников, а также на данных, полученных нами в ходе эмпирического исследования, мы разработали рекомендации для социальных организаций, занимающихся проблемами молодёжи. Их можно разделить на две группы:
1) организационные;
2) консультативные.
Организационные рекомендации
Выяснилось, что многие молодые люди, ощущающие себя несчастными, испытывают глубинные страхи, имеют психологические травмы, а кто-то даже неспособен определить причину своего состояния. В таких случаях человек не может помочь себе сам, и ему требуется профессиональная помощь. Однако не все могут позволить себе обратиться к частному психологу или психотерапевту. Мы предлагаем социальным службам организовать группы психологической поддержки с участием волонтёров, где переживающие несчастливый период жизни люди смогут рассказать о своих проблемах. Также мы считаем необходимой организацию качественной бесплатной психотерапевтической помощи для нуждающейся молодёжи в рамках университетов и социальных организаций. Одновременно это будет способствовать и профилактике суицидального поведения.
Исходя из полученных данных, мы выявили общественное давление, сформированное потребительской культурой, на группы людей, чьи проблемы считаются незначительными и не требующими внимания в силу их «несоразмерности» другим социальными вопросами. Мы определили как минимум три социальные группы, которые, по нашему мнению, необходимо упомянуть в социальной рекламе, направленной на оказание поддержки каждому, кто чувствует себя находящимся в критической ситуации: выпускникам, людям, потерпевшие неудачу в личной жизни, высокочувствительным людям и так далее. В рекламе также стоит показать, что пренебрежительное и безразличное отношение к проблемам окружающих может привести к печальным последствиям.
Консультативные рекомендации
Так как исследуемая нами проблема касается каждого конкретного индивида, мы также разработали несколько советов по ограждению себя от пагубного воздействия идеологии потребления.
В ходе глубинных интервью мы выяснили, что многие механизмы потребительской культуры способны отрицательно влиять и усугублять уже существующие проблемы современной молодёжи. В таких случаях мы рекомендуем:
(1) фильтровать контент социальных сетей и медиа-пространства, оставляя среди просматриваемого только необходимые подписки на узкий круг важных и интересных для вас людей, а также специализированные посты и статьи, не вызывающие бурной негативной реакции.
(2) отказываться от использования социальных сетей на время восстановления душевного состояния.
Таким образом, выполнив все поставленные перед нами задачи, мы подтвердили гипотезу и достигли цели нашего исследования.