Аннотация:В вынесенной на защиту выпускной квалификационной работе нами был проведен социологический анализ феномена прокрастинации как аномического способа адаптации студенческой молодежи к культуре современного общества. Мы провели теоретический анализ психологических, философских и социологических подходов к изучению прокрастинации, определили ее основные виды, из которых были отобраны три, наиболее свойственные студенческой молодежи: академическая прокрасинация, фейсбукростинация и прокрастинация отхода ко сну. Также мы обосновали индикаторы наличия прокрастинации и количественные индикаторы ее измерения: величина вознаграждения, вероятность успеха и время до вознаграждения. Помимо этого, нами были рассмотрены теоретико-социологические подходы к аномии в современном российском обществе на макроуровне (институциональном), мезоуровне (групповом) и микроуровне (индивидуальном) и установлена теоретическая связь между аномией в современном российском обществе и наличием прокрастинации.
В эмпирической части исследования прокрастинации как аномического способа социальной адаптации студенческой молодежи мы использовали метод триангуляции, обеспечивший валидность нашего исследования: групповое интервью, анкетный опрос, дневниковый метод.
В результате проведения анкетного опроса и дневниковых интервью нами была частично подтверждена гипотеза основания «Основным фактором, оказывающим влияние на прокрастинацию современной российской молодежи, является невозможность достижения высокой социальной позиции с помощью институциональных средств, предлагаемых современным обществом».
Нами была найдена устойчивая корреляция между переменными первой гипотезы следствия: независимой переменной «невозможность достижения целей», индикатором которой являлось индивидуальное понимание возможности достижения собственных целей и зависимой переменной «наличие прокрастинации», индикатором которой являлась частота окладывания индивидом дел на потом. Данная корреляция Спирмена составила -0,339, что свидетельствует об умеренной обратной взаимосвязи переменных. Также была выявлена слабая корреляция между переменными второй гипотезы следствия: независимой переменной «непринятие/скептицизм по отношению к культурным ценностям», выраженной индикатором степени принятие общепринятых норм и ценностей и зависимой переменной «наличие прокрастнации». Данная корреляция составила 0,134, что свидетельствует о слабой связи между двумя переменными.
Поэтому гипотеза исследования – «основным фактором, оказывающим влияние на прокрастинацию современной российской молодежи, является невозможность достижения высокой социальной позиции с помощью институциональных средств, предлагаемых современным обществом –подтвердилась через гипотезы следствия частично. Мы считаем, что частичное подстверждение обусловлено тем, что корреляция переменных второй гипотезы следствия оказалась достаточно слабой и данная проблема требует дальшейней разработки, а также выявления потенциально скрытых факторов прокрастинации, которые могут быть учтены при более глубоком анализе на основе большей выборки.
Проведя анализ дневников, мы выяснили, что фейсбукростинация часто становится причиной академической прокрастинации и прокрастинации отхода ко сну. При этом, было выявлено, что студенты, не выделяющие в своем плане на день время на отдых, чаще всего отдыхали посредством прокрастинации, уменьшая таким образом эмоциональную и умственную нагрузку, хотя и испытывали чувство вины за откладывание важных дел. В итоге, исключая отдых как непродуктивное время препровождение, многие студенты все равно отдыхали посредством прокрастинации. А проведение времени в Интернете являлось наиболее привлекательным для студентов досугом, так как позволяло однозначно получить быстрое и малозатратное удовлетворение от данного времяпрепровождения.
В итоге, в дневниковом исследовании нами была подтверждена корредляция между страхом, неуверенностью студентов в собственных силах и наличием прокрастинации, что свидетельствует о нехватке институциональных средств, обеспечивающих помощь в достижении индивидуальных целей студентов и также подтверждает гипотезу основания: «Основным фактором, оказывающим влияние на прокрастинацию современной российской молодежи, является невозможность достижения высокой социальной позиции с помощью институциональных средств, предлагаемых современным обществом».
При этом, чаще всего студенты откладывали выполнение долгосрочных академических заданий, результат выполнения которых существовал где-то в неопределенном будущем, что может свидетельствовать о влиянии неопределенности предполагаемого результата на наличие прокрастинации. При этом, фейсбукростинация в ряде случаев помогала студентам справиться с эмоциональной и умственной нагрузкой, являясь способом отвлечения, что дает нам основания считать её реакцией на нехватку институциональных средств для достижения общественно одобряемых целей и аномическим способом социальной адаптации студенческой молодежи в современном обществе.
Дневниковое исследование также показало, что условия самоизоляции, в которых вынужденно находились студенты, оказали влияние на прокрастинацию. В частности, из-за отсутствия четкого графика и увеличения количества отвлекающих домашних факторов, учебные дела стали откладываться чаще, из чего можно сделать вывод, что карантин повлиял на увеличение академической прокрастинации.
Результаты эмпирического исследования позволили нам проанализировать тенденции прокрастинационного поведения современной российской молодежи и по его итогам мы можем предоставить некоторые рекомендации для организаций, занимающихся решением проблем молодежи.
Во-первых, это психологическая поддержка молодежи. В условиях современного общества, где основным критерием самореализации молодых людей является гиперпродуктивность, а любой отдых стал расцениваться как непозволительная роскошь или проявление лени, важно напомнить молодым людям, что разумно спланированный отдых ничуть не менее важен для организма, чем работа, а его отсутствие может привести к таким плачевным последствиям, как усталость, выгорание, депрессия и многое другое. В учебных заведениях и рабочих организациях должны присутствовать штатные психологи, способные помочь молодым людям, столкнувшимся с проблемами, связанными с учебой или работой. Помощь этих специалистов позволит студентам быть более уверенными в собственных силах и будет способствовать снятию напряжения в условиях нестабильности и завышенных критериев успеха современного общества.
Во-вторых, необходимость оказания поддержки молодежи на государственном уровне, в частности проведение политики, способствующей лучшей адаптации молодежи к проблемам, связанным с выбором профессии и дальнейшим трудоустройством. На государственном уровне необходимо также направить усилия на решение проблемы низкооплачиваемого труда (преподавателей, врачей и других профессий), чтобы перед молодыми специалистами не стояла проблема выбора между интересующей их специальностью и высокой заработной платой.
Таким образом, все предложенные меры социальной поддержки молодежи будут содействовать уменьшению проблем при профессиональном самоопределении молодых людей, позволят им быть более уверенными в собственных силах и возможностях, что в свою очередь уменьшит наличие прокрастинации и связанной с ней фрустрацией.