Аннотация:Представления о свободе являются полем изучения различных дисциплин: философии, психологии, социологии. В связи с этим понимание свободы неизбежно зависит от той или иной научной логики. В рамках философского и психологического контекста свобода скорее подразумевает идею свободы личности, а также метафизической свободы. В то же время, социологический подход к анализу представлений о свободе предполагает выяснения места свободы в контексте взаимоотношений «общество – человек».
Проанализировав теоретические и эмпирические труды западных и отечественных социологов, мы сконструировали два рабочих определения представлений о свободе:
Свобода в западноевропейском представлении – естественная и неотъемлемая прерогатива каждого человека, опирающаяся на правовые нормы и направленная на создание условий невмешательства в частную жизнь.
Свобода в российском представлении – одна из высших религиозно-моральных ценностей, порой носящая декларативный характер, олицетворяющая собой отсутствие любых стеснений и направленная на достижение счастья и включенности в социальную общность.
(повторение выводов)
Результатом теоретического и эмпирического обобщения стала концептуальная схема сравнительного анализа представлений о свободе, включающая в себя выводы из теоретического (отечественные и западные социологи-теоретики) и эмпирического анализа (российские и западные прикладные исследования).
Далее, опираясь на концептуальную схему сравнительного анализа, были разработаны индикаторы как для российских представлений о свободе, так и для западноевропейских. На основе сконструированных индикаторов был составлен гайд для проведения полуформализованных глубинных интервью с российскими и западноевропейскими студентами, а также составлена выборка, репрезентативная по полу, возрасту и направлению подготовки.
В итоге, были опрошены 30 студентов (15 – из Москвы и 15 – из нескольких западноевропейских столиц). Сравнительный анализ представлений о свободе российских и западноевропейских студентов показал, что существуют различия в понимании этой категории. Для российских студентов характерно такое представление о свободе, при котором последняя связана с внутренним субъективным ощущение счастья, ассоциацией с природными стихиями, а также с самоограничением и ответственностью. Западноевропейские студенты видят свободу в конкретных правах человека, защита которых возложена на государство и правовую систему. Таким образом, гипотеза исследования о существовании различий в понимании свободы, благодаря которым мы не можем говорить об универсальности этой категории, подтвердилась. Цель исследования достигнута, и поставленные задачи решены. В перспективе будущие исследования такого рода могут быть направлены на изучение представлений о свободе других культур (например, Восточный мир), дальнейшее обоснование специфического российского понимания свободы, а также составление общего междисциплинарного сравнительного анализа представлений о свободе в разных странах.