Аннотация:В ходе написания магистерской диссертации были рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению и изучению социальной инклюзии. Мы выяснили, что в современной социологии нет единого и строгого определения данного понятия. Ученые дают различные оценки данному процессу, показывая, что он может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Мы сопоставили социальную инклюзию с такими явлениями, как социальная работа, социальная интеграция и социальная стигматизация, дав в итоге собственное определение изучаемому процессу: социальная инклюзия – это специфическая форма взаимодействия индивида или группы с устоявшейся социальной системой, впоследствии ведущая к качественно иной форме социальной интеграции в зависимости от трех групп факторов: внешних социальных, внешних инфраструктурных и внутренних психологических.
Нам также удалось типологизировать западные подходы к изучению социальной инклюзии. Во-первых, можно изучать этот процесс, концентрируясь на рассмотрении «включающей системы», ее открытости; во-вторых, анализировать социальную инклюзию можно с позиции «включаемого элемента», его готовности к интеграции (здесь можно отметить частный случай – проекты, в которых исследователь сам является представителем «включаемой» группы); наконец, к вопросам социальной инклюзии можно подойти с позиции посредников – представителей «включающей системы», защищающих интересы «включаемого элемента», являющихся медиаторами между этими структурами в процессе социальной инклюзии. В роли таких посредников в рамках данной диссертации выступили эксперты.
Производя оценку возможностей социальной инклюзии слепоглухих в современное российское общество, мы выяснили, что они в первую очередь зависят от степени выраженности сенсорных нарушений, а также наличия или отсутствия сопутствующих расстройств. Так, при наличии у слепоглухого дополнительно заболеваний психиатрического спектра (задержка развития, аутизм и т.д.) социальная инклюзия становится практически невозможной. По степени выраженности сенсорных нарушений выделяются четыре группы слепоглухих: слабовидящие и слабослышащие, слабовидящие и тотально глухие, слабослышащие и тотально слепые, тотально слепоглухие. Соответственно, чем менее выражены сенсорные нарушения, тем легче слепоглухому ориентироваться, а значит тем выше его уровень самостоятельности и самообслуживания, соответственно процесс социальной инклюзии для него проходит проще. Тотальным же слепоглухим необходимо постоянное профессиональное сопровождение, однако это не исключает возможности их полноценной инклюзии в современное российское общество. В качестве примера успешной социальной инклюзии можно привести профессора Александра Васильевича Суворова.
Основными препятствиями на пути социальной инклюзии слепоглухих в современное российское общество можно назвать неготовность самого общества включить эту группу и проблему сопровождения. Все внутренние психологические факторы являются приобретенными, сформированными и вытекают из непринятия «включаемой» группы «включающей» системой. Факторы, связанные с инфраструктурой, являются довольно важными, но скорее вторичными: при достаточном профессиональном сопровождении они могли бы нивелироваться.
Главные особенности социальной инклюзии слепоглухих в современное российское общество, выявленные в ходе написания диссертации, заключаются в следующем:
1. Объективные различия возможностей и результатов инклюзии лиц с одновременным нарушением зрения и слуха в зависимости от степени выраженности нарушений и наличия сопровождающих расстройств.
2. Преобладание индивидуализированных траекторий включения, отсутствие строгих универсальных схем, несмотря на ряд общих тенденций.
3. Правовые противоречия (вопросы льгот, налогообложения).
4. Необходимость постоянного сопровождения.
5. Особая роль коммуникации (проблема информационной изоляции, потребность в общении с разными людьми).
6. Дискриминирующая форма включения. Несмотря на одобрение и поощрение поддержки социально незащищенных групп, неосведомленность широкой общественности о слепоглухих и их проблемах приводит к неумению и неготовности общаться с ними, а значит к игнорированию и даже стигматизации этой группы людей.
7. Важная роль средств технической реабилитации как особенность социальной инклюзии слепоглухих, как следствие – удаленная работа, обучение, общение.
8. Преобладание интеллектуального труда: научной, образовательной, творческой занятости.
9. Большие возможности в творческо-досуговой сфере.
Одной из задач, поставленных нами в начале работы, была разработка рекомендаций касательно технологий социальной инклюзии лиц с одновременным нарушением слуха и зрения. Автором предлагается проводить следующие мероприятия:
1. Популяризировать вопросы слепоглухоты:
a. Освещать вопросы слепоглухоты в школе: устраивать факультативы, кинопоказы, рекомендовать к прочтению научно-популярную литературу и дневники;
b. Развивать сегмент социальной рекламы, посвященной инвалидности в целом и слепоглухоте в частности;
c. Продвигать продукты творчества слепоглухих: декоративно-прикладные изделия, инклюзивные спектакли;
d. Развивать сегмент волонтерского движения, направленный на поддержку инвалидов в целом и слепоглухих в частности.
2. Развивать некоммерческий сектор для привлечения спонсоров;
3. Финансировать программы подготовки сопровождающих, увеличивать часы бесплатного сопровождения;
4. Информировать работников бюджетных учреждений о слепоглухоте;
5. Усилить контроль создания безбарьерной среды в образовательных, медицинских и социальных учреждениях;
6. Развивать городскую инфраструктуру:
a. Контролировать правильность укладки тактильных желтых дорожек;
b. Вводить модернизированные светофоры с звуковым оповещением (запускающиеся с кнопки);
c. Внедрять устройства с вибросигналом в общественном транспорте;
d. Создавать специальные парки и зоны отдыха.
Основная гипотеза данной работы, которая заключалась в том, что на данном этапе развития современного российского общества социальная инклюзия слепоглухих приводит к стигматизированной форме интеграции, подтвердилась. Дополнительные гипотезы звучали следующим образом:
• эффективность социальной инклюзии слепоглухих в современное российское общество зависит от готовности и способности слепоглухих к обучению и взаимодействию – гипотеза подтвердилась;
• на социальную инклюзию влияют три группы факторов: социальные (насколько общественная система открыта к новым элементам), инфраструктурные (доступность среды и инфраструктуры), субъективные (насколько представители «включаемой» группы сами готовы к инклюзии) – гипотеза частично подтвердилась. Главным фактором, влияющим на все остальные, является внешний социальный фактор.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, решены, и цель, которую ставил перед собой автор – изучить особенности социальной инклюзии лиц с одновременным нарушением зрения и слуха в современное российское общество – достигнута.